Почему шахматы являются видом спорта

Соотношение стратегии и тактики в шахматах

Первым заговорил о роли стратегии в шахматах первый чемпион мира Вильгельм Стейниц

До него чаще обращали внимание только на тактику и красивые комбинации, а Вильгельм Стейниц создал свое позиционное учение, в котором обосновал важность соблюдения стратегических правил. Из советских и российских шахматистов главными мастерами стратегии считаются Михаил Ботвинник, Анатолий Карпов

Подведем итог: к шахматной стратегии относится совокупность принципов, планов, маневров и действий, которые позволяют добиться позиционного преимущества. А когда позиция одного из игроков становится стратегически подавляющей, то в ней уже возникают возможности для проведения красивых комбинаций — здесь на помощь приходит тактика. Как гласит крылатое выражение, «тактика — на службе стратегии».

Гибкие навыки

Целью каждой шахматной партии является победа над соперником, неизбежным оказывается и волевое противостояние игроков. Выбор лучшего хода из множества возможных, защита от неожиданных атак противника, умение оставаться хладнокровным и сосредоточенным в самые ответственные моменты игры положительно влияют на характер ребенка.

Предполагаемый каждым игроком сценарий игры, имеет свою конечную цель, к которой и стремятся участники. Тренировки формируют у игроков умение добиваться поставленных целей, преодолевая сопротивление соперника. Шахматы развивают умение находить наиболее короткие пути достижения желаемого, не тратя время на отвлекающие нюансы игры.

Также повышается обучаемость – никто не любит проигрывать. Когда после игры игроки начинают прорабатывать и продумывать шаги, то зачастую учащиеся обращаются к новой информации или пособиям. Но учебники, как правило, дают лишь общие схемы и советы по игре. Каждая партия уникальна и игроку придется самостоятельно прорабатывать полученные знания и научиться применять их в игре.

Знаменитый шахматист Сергей Карякин  объявил «Вызов Гроссмейстера» для педагогов. До 17 декабря можно принять принять участие в конкурсе, популяризирующим обучение игре в шахматы, и выиграть главный приз — поездку в Лондон на международную выставку  новых технологий в образовании BETT.

Условие — создать 2-х минутное видео, в котором будут показан опыт шахматных уроков с использованием технологий Promethean, и отзывы учеников о таком способе обучения.

Навыки коммуникации

В современном мире навыки коммуникации играют первостепенную роль. К ним относится способность легко налаживать новые контакты с людьми, умение поддержать любой разговор и оставаться приятным собеседником, не забывая и об умении договариваться и настаивать на своем. В подростковом возрасте эти навыки прекрасно развиваются при активных занятиях шахматами

У некоммуникативных школьников происходит расширение круга общения, появляются новые возможности полноценного самовыражения и, что крайне важно, самореализации, повышается самооценка. Также занятия шахматами дают возможность необщительным детям преодолеть замкнутость, научиться продолжать общение и вне шахматной игры

Помимо этого, активно развиваются вербальные навыки: несмотря на то, что на протяжении партии соперники, как правило, общаются крайне сдержанно, активно задействуются участки мозга, ответственные за владение языком и коммуникацией. Ещё шахматы способны снижать уровень подростковой агрессивности, трансформируя её в здоровый соревновательный дух.

Навык нестандартного мышления

Шахматы – это игра, в основе которой лежит сложная многоуровневая логика и оригинальный игровой мир, функционирующий по своим собственным строгим законам и правилам. Но главный феномен шахмат заключается в активном стимулировании нестандартного мышления. Например, один из игроков жертвует фигурами, маскируя стратегию своей игры, усыпляет бдительность противника, а в решающий момент за два-три хода кардинально меняет ситуацию на шахматной доске: шах и мат. Подготовка ловушек и контрударов для соперника, сокрытие собственных планов игры и т.д. выступают отличным тренажером «думай-не-как-все».

К какому виду спорта относятся шахматы

Мы уже выяснили, что цель шахмат — определить лучшего, в них важны постоянные тренировки, а призовое место на престижном соревновании откроет перед шахматистом дорогу к громкой карьере. Все это позволяет сделать вывод, что шахматы — это не просто игра, а профессиональный спорт. И мир признал его таковым еще в 1999 году.

Да, шахматы — не олимпийский вид спорта, но не только их не включили в этот список. К тому же, скоро все может измениться: Международный комитет (IOC) уже обсуждает, когда шахматисты смогут представлять свои страны на Олимпийской арене.

Шахматы представляют собой игру, которая сочетает в себе элементы искусства, науки и спорта. Мы надеемся, что статья помогла вам разобраться в этом. А если ваш ребенок сам мечтает стать его частью и в будущем покорять турниры, начните путь с курсов по шахматам для детей от Skysmart. На индивидуальных занятиях с тренером юные шахматисты смогут погрузиться в основы, изучить новые приемы и поучаствовать в бесплатных соревнованиях на нашей онлайн-платформе.

Причина №3. Весь мир проводит турниры по шахматам

Каждый год проходят тысячи спортивных соревнований на разных уровнях: межнациональные, государственные, региональные, городские и так далее. Их задача — определить, кто из спортсменов лучший в своем деле.

Та же цель и у турниров по шахматам, которые проходят по всему миру. Более того, чемпион по спортивным шахматам — такой же предмет национальной гордости, что и призер по фигурному катанию, керлингу или биатлону. Если шахматист победит на престижных соревнованиях, его ждет столь же громкая карьера. Всемирное признание и турниры по всей планете — одна из причин, почему шахматы — это вид спорта.

Почему шахматы являются видом спорта

Можно выделить ряд постоянных признаков, присущих и шахматам, и любому другому олимпийскому виду спорта:

При этом, основной задачей спортсмена является достижение наивысшего результата и первенство.

Конечно, в данном случае речь идёт не о покере или казино онлайн, а именно о спортивном азарте.

Все профессиональные спортсмены знают, насколько сильно во время турнира или чемпионата подскакивает уровень адреналина в крови. Напряжение в каждом матче или раунде растёт сильнейшим образом.

При этом, такое же напряжение присуще и шахматистам любого уровня. Поскольку каждый спорт – это не только физическая активность, но и грамотно продуманные следующие шаги, поворот и прыжок. И любая ошибка может стоить спортсмену не только кубка или звания, но и дальнейшей карьеры.

Шахматная Федерация Украины(ШФУ) располагается в городе Киев, исполнительным директором которой является Гнип Юрий Павлович.

ШФУ входит в состав ФИДЕ, что даёт возможность шахматистам из Украины принимать участие в мировых чемпионатах по шахматам.

На базе ШФУ было организованно большое количество детских юношеских школ и шахматных кружков.

Несмотря на то, что шахматы не входят в олимпийские виды спорта, по ним с 1927 года каждые два года проводится отдельная крупная Шахматная Олимпиада.

Первая Шахматная Олимпиада состоялась в Англии в Лондоне, как мы уже сказали, в 1927 году. В ней приняли участие 16 команд.

Достаточно интересным моментом в споре между поклонниками шахмат как спорта и теми, кто утверждают обратное, является то, что абсолютно все букмекерские конторы предлагают своим посетителя сделать ставки на шахматные турниры наравне с футболом, хоккеем и теннисом.

Расчёт относительной силы спортсмена производится с учётом коэффициента Эло.

После того, как ФИДЕ стало членом МОК, было введено обязательное условие для всех чемпионатов и турниров по шахматам – проверка шахматистов на допинг. Исходя из необходимости проведения такого рода контроля, ФИДЕ был разработан специальный антидопинговый регламент и ряд правил, которые должны соблюдаться в обязательном порядке всеми шахматистами. Вот почему шахматы являются видом спорта.

Ответственным за организацию и проведение антидопинговой кампании в шахматах стало Всемирное антидопинговое агентство (WADA).

От шахмат к маркам

—Вы основали компанию, которая выпускает шахматы. Их делают здесь, в России?

— Да, наша штаб-квартира в Москве. Завода у нас нет. Речь идёт о шахматах из бивня мамонта, это всё индивидуальное производство. По стране привлекаются к работе лучшие резчики. Есть и в Киеве, и в Харькове. Поначалу мы пользовались услугами китайских резчиков, но поняли, что наши более изобретательны и, когда осваиваются новые темы в дизайне шахмат, лучше. А китайцы хороши в повторе. 

— Самая запомнившаяся тема для исполнения из тех, что делала ваша компания? 

— Шахматы по Родену. Есть шахматы «в стиле Гауди», как мы их называем, необычной формы.

Или, например, один заказчик как-то выбрал тему противостояния русских и татар на Калке. Это всё единичное производство, очень дорогое, но они уникальны, тем и привлекательны. Играть ими можно, но сложно. Впрочем, мы делаем и классические шахматы стаунтоновской формы, которыми можно играть матчи на первенство мира.

—Это прибыльное дело или всё же это скорее занятие для души?

— Мы довольны. Капитализация компании растёт, сейчас где-то под миллион долларов, потому что у нас всё больше моделей шахмат. Каждый новый вариант требует на разработку вложений $15—20 тыс., а их у нас в общей сложности 80—90. Прибыли нет, но уже хорошо, что всё окупается. 

— Какая деятельность требует больше всего вашего времени сейчас?

— Депутатская, в первую очередь. И второе — я развиваю систему своих шахматных школ в России и в мире. 

Хочу сказать, что научить детей, даже в таком возрасте, правилам не составляет больших проблем и ребята с удовольствием занимаются.

Также мы возродили школьный турнир «Белая ладья», недавно перешли рубеж в 100 тысяч участников. Хотя, конечно, масштабы уже не те: в 1986 году по СССР в турнире приняли участие 460 тысяч мальчиков и девочек, в пересчёте на Россию это было примерно 300 тысяч детей. 

—Вы один из самых заядлых филателистов в России. Это тоже увлечение из тех советских времён, когда были популярны шахматы? Сколько стоит ваша коллекция?

— Да, я давно этим увлекаюсь. Начинал с марок Советского Союза и шахмат. Потом стал заниматься Олимпийскими играми, далее была фауна — такое детское увлечение. После этого я серьёзно коллекционировал Бельгию и Бельгийское Конго. 

— А почему Бельгия?

— Мне хотелось собирать что-то из классики. И я понял, что французскую классику мне не одолеть, она безумно дорогая, английская, немецкая — тоже. А бельгийская — вроде ничего. Но когда я влез, то понял, что бельгийская, если её глубоко коллекционировать, тоже требует больших затрат. И, в общем, я в этом преуспел, собрал лучшую коллекцию за всю историю — бельгийскую и Бельгийского Конго.

Кроме того, у меня хорошая коллекция «Большой России». Это Российская империя, Почта России за пределами страны, Финляндия, Левант, Китай. Ну и, конечно, Советский Союз.

— У вас есть каталог вашей коллекции?

— Сейчас это достаточно модно: крупнейшие филателистические дома выпускают уникальные издания лучших коллекций по США, Франции, Швейцарии. Моя коллекция была лучшей по Бельгии. Я участвовал во всемирных выставках, и когда в одном из крупных аукционных домов увидели уровень коллекции, то попросили выпустить книгу по ней. По-моему, вышло три тома.

Причина №6. Игра в шахматы развивает память и внимательность

В игре в шахматы простые правила, но тактических приемов и стратегий — десятки. Чем выше будет расти уровень ребенка как игрока, тем лучше он сможет сочетать приемы на доске. Чтобы делать это грамотно, придется:

  • бороться с детской неусидчивостью;

  • учиться внимательно следить за ситуацией на доске;

  • отслеживать ходы противника и разгадывать его стратегию.

Допустив пару ошибок, ребенок быстро поймет, что одна упущенная деталь может стоить ему победы. Это поможет ему вырасти внимательным к мелочам взрослым с хорошей памятью, который умеет применять знания на практике. Это один из вариантов, для чего полезны занятия шахматами детям.

Общественное признание

Особое внимание следует уделить именно отношению общественности к вопросу о соотношении шахмат и спорта. Переговоры ФИДЕ и МОК велись в течение очень долгового времени

Было огромное количество разногласий и противодействий

Переговоры ФИДЕ и МОК велись в течение очень долгового времени. Было огромное количество разногласий и противодействий.

Но в итоге МОК включил ФИДЕ в свой состав. Для большинства любителей шахматных игр это стало своего рода облегчение. Несмотря на это, были я те выдающиеся шахматисты, кто открыто протестовал против данного изменения в жизни шахмат.

Интересным моментам является то, что даже после включения шахмат в неолимпийские виды спорта, Швеция не стала уделять этому никакого внимания. Фактически шведские спортивные аналитики заняли позиция, что ничего не изменилось и не произошло.

Ни одна газета или интернет страница, в которой публикуются спортивные новости, не напишет о прошедшей Шахматной Олимпиаде. На телевизионных спортивных каналах не будет транслироваться шахматные партии за первенство мира. Единственное, где можно найти хоть какую-то информацию о шахматах в шведской прессе – это на страницах с развлечениями рядом с анекдотами и сканвордами.

Зачем школе из плохого района шахматы

В школе, которую возглавляет Томас-Эль, учатся преимущественно дети из бедных и зачастую неполных афроамериканских семей, живущих в неблагополучных районах Делавэра. Обычно у таких ребят очень мало возможностей получить хорошее образование: им гораздо труднее не только поступить в вуз, но даже просто окончить школу.

Томас-Эль хорошо знает, каково приходится его ученикам. Он и сам выходец из такого же плохого района, где уровень преступности зашкаливал, а многие молодые люди не доживали до 18 лет. Мать будущего педагога одна растила восьмерых детей и не могла отправить их в хорошие школы. Но мальчику повезло с учителями: с их помощью он смог завершить обучение и получить степень бакалавра в университете.

«Превосходные учителя мотивируют обычных детей делать необыкновенные вещи», — не устает повторять Салом Томас-Эль.

Став педагогом сам, он начал искать ответ на вопрос, как помочь реализовать свой потенциал каждому ребёнку, а особенно детям, которые на пути к успеху сталкиваются с серьёзными препятствиями: бедностью, насилием, пренебрежением и низкими ожиданиями со стороны общества. Именно шахматы стали одним из инструментов решения этой задачи.


Кадр: фильм «Шахматист»

В начале своей карьеры Томас-Эль использовал игру на уроках математики. «Я начал учить детей математике на шахматной доске: кони ходят прямыми углами, слоны ходят по диагонали; доска — это большой квадрат, в котором 64 маленьких квадрата… Чего я поначалу не осознавал, так это того, что не просто учу детей математике, но и даю им интеллектуальный капитал», — рассказывал учитель.

Став директором школы, Томас-Эль закупил шахматные наборы и предложил ученикам играть во время завтраков и ланчей. А потом и вовсе стал открывать школу по субботам, чтобы ребята могли там и очередную партию разыграть, и поучиться, и получить субботний обед. Всё это позволяло им не только улучшить успеваемость, но и подумать о своём жизненном выборе.

«Школьники, которые играют в шахматы, умеют критически мыслить и решать проблемы. Игра учит думать на два, три, четыре шага вперёд, даёт ученику возможность принимать отличные решения в очень ответственные моменты. Ребёнку, который живёт в непростом районе, такие решения, меняющие жизнь, приходится принимать каждый день. Он должен постоянно отдавать себе отчёт в том, с кем он общается или по какой улице ему пойти вечером», — объяснял Томас-Эль в интервью.

Со временем ученики Томаса-Эля начали не просто играть в шахматы, а участвовать и даже побеждать в турнирах. Их успеваемость в школе повысилась, а сами дети стали самостоятельнее, увереннее в себе и ответственнее, развили стойкость и избавились от негативных установок. «Они осознали, что необязательно родиться умным, им можно стать. Причём становятся умными в результате упорной работы, а не потому что родители были умными. Чтобы пришёл успех, надо потрудиться», — рассказывает педагог.

В шахматы в школе под руководством Томаса-Эля играют как мальчики, так и девочки. Девичьи команды участвуют и в чисто женских, и в смешанных турнирах: они многократно играли против старшеклассников, студентов и мужчин много старше себя. И побеждали. Одна из таких команд Директора Эля (так педагога называют ученики и коллеги) провела без поражений три года подряд.

«Когда эти девушки учатся играть в шахматы, они показывают, что интеллект выходит за рамки наших расовых и гендерных предрассудков. Они показывают людям, что так же умны, как и все остальные», — объясняет Томас-Эль. По этой же причине он называет шахматы «великим уравнителем».


Кадр: фильм «Шахматистка»

Сегодня очевидно, что подход педагога работает: многие из его учениц после школы получили стипендии в таких престижных учебных заведениях, как Корнеллский университет и Университет Вирджинии. Некоторые из них сами стали учителями и вернулись в школы, чтобы помочь другим детям из своих районов найти верную дорогу, как когда-то Томас-Эль и его коллеги помогли им.

Почему играть в шахматы полезно

Шахматный набор – это всего лишь 16 фигур (король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и 8 пешек) и шахматная доска. Однако, такой простой функционал создает очень сложный процесс игры. Каждая фигура имеет свой вес, свою значимость, свой способ хода и свое место на доске. Чтобы играть, и более того, выигрывать, нужно напрягать мозги.

Шахматы задействуют аналитическое, стратегическое, пространственное и логическое мышление. Игрокам стоит освоить азы тактики и стратегии

Игра развивает внимание, память, воображение и логику. Учит с самого детства адекватно относиться к соперничеству, достойно принимать победу и проигрыш, считывать поведение другого человека

Шахматист учится понимать психологию другого, предвосхищать его ход и следующие действия. Это развивает наблюдательность, сосредоточенность, терпеливость и спокойствие. Шахматисты сохраняют холодную голову и продумывают ходы наперед.

Человек, который умеет играть в шахматы, умеет применять все эти полезные навыки и в других сферах жизни. Это невероятно полезные умения и навыки в жизни.

Кого и чему ещё учат с помощью шахмат

В  Международной шахматной федерации (FIDE) отмечается, что сегодня больше 25 миллионов детей в мире занимаются шахматами в школьной среде. 15 миллионов из них находятся в Индии, пять миллионов — в Китае. Интересно, что учителей по шахматам, согласно тому же отчёту, куда меньше — всего 92 550.

При этом география школьных шахмат значительна: от Великобритании и США до Албании и Замбии, от Европы до Южной Америки. В 78 странах есть разработанные программы квалификации для обучения шахматам в школе. В некоторых из них, как, например, в Израиле, шахматы — это факультативный предмет. Но есть и страны, где игра становится частью обязательной программы.

Первой страной, где основам игры стали обучать в общеобразовательных школах в рамках академического, а не спортивного предмета, стала Армения. Программу внедрили в 2011 году, а уже в 2012-м шахматы стали отдельной дисциплиной в Армянском государственном педагогическом университете. Через несколько лет там появилась и профильная программа бакалавриата, открылся Научно-исследовательский центр шахмат. Причём скоро в Армении в шахматы начнут играть и в детских садах: минувшим летом в Армянском государственном педагогическом университете получили первые выпускники шестинедельных курсов переподготовки по теме «Шахматы в дошкольных общеобразовательных учреждениях».

Впрочем, шахматы можно использовать и в рамках других дисциплин, не только в качестве отдельного предмета. Леончо Гарсия, испанский лектор, комментатор и журналист, специализирующийся на шахматной тематике, в своём выступлении на ежегодном Глобальном шахматном фестивале рассказал, как это можно сделать.

Шахматы для школьников

Чаще всего шахматы в качестве образовательного инструмента используют на уроках математики. Ведь даже доска — уже наглядное пособие. Гарсия интересуется: сколько квадратов можно на ней обнаружить? «Кто-то скажет: 64! Нет, 65, скажет другой, потому что доска сама по себе квадрат. Да, но как же скрытые внутри неё квадраты, шахматные клетки размером 2×2, 3×3, 4×4, 5×5? Настоящий ответ: 204 квадрата!», — говорит эксперт.

А вот ещё одна задачка: можно предложить ученикам заменить числа в арифметических примерах на шахматные символы или их инициалы. По словам Гарсии, это отличный способ учить детей мыслить абстрактно.

Если с математикой всё ясно, то что же с гуманитарными науками? В качестве примера Гарсия приводит историческую тему.

«Если я учитель и начну объяснять Французскую революцию с разговоров о Робеспьере, Дидро, Вальтере и остальных, боюсь, сиеста для моих учеников наступит прямо на уроке!» — шутит он.

Он предлагает и здесь подходить со стороны шахмат и проводить аналогию между шахматными пешками, которые двигают игру, и «пешками» французского общества, начавшими отвоёвывать социальные свободы и права.


Кадр: фильм «Жертвуя пешкой»

Шахматы для дошкольников

Внедрять шахматы в обучении Гарсия предлагает ещё на уровне детского сада.

«Шахматы — это фантастический педагогический инструмент, который можно использовать в работе над многими очень важными навыками», — утверждает он.

В качестве примера журналист приводит опыт Адрианы Салазар — шахматистки, многократной чемпионки Колумбии и педагога. На её занятиях звучит много музыки, дети постоянно двигаются, а на полу — покрытие в виде огромной шахматной доски. С помощью чёрных и белых клеток дети учатся играя и играючи: например, знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь и диагональ. Или разыгрывают роли шахматных фигур: их задача двигаться по шахматной доске согласно заданным правилам

Эта простая игра, объясняет Гарсия, одновременно задействует и работу памяти (нужно помнить свои «ходы»), и моторику, и концентрацию, и внимание, и самоконтроль, учит соблюдать правила, уважать оппонента.

К тому же, добавляет журналист, шахматы можно использовать и для развития навыков работы в команде: например, провести групповые соревнования по запоминанию расположения фигур на шахматной доске за ограниченное время. Кстати, сегодня это очень важный навык, которому учат не только детей, но и взрослых — так что эта игра будет кстати в обучении людей любого возраста. Так что, резюмирует Гарсия, сегодня человечество нуждается в шахматах сильнее, чем когда-либо.

«Всего через десять лет больше половины сегодняшних школьников будут работать на позициях, которых сегодня ещё не существует, с технологиями, которые сегодня ещё не изобретены. Поэтому гибкое мышление станет одним из самых ценных навыков для человека. И это как раз то, чему учат шахматы», — утверждает эксперт.

Шахбокс – уникальный вид спорта

В качестве основной идеи шахбокс предполагает соединение в одно целое таких, казалось бы, несовместимых видов спорта, как шахматы и бокс. Именно из-за такого слияния шахбокс предъявляет к спортсменам требования обладать физическими и психическими качествами на высшем уровне.

Шахбокс является сравнительно новыми видом спорта, позволившим соединить в одно целое интеллектуальный спорт номер один и боевой спорт номер один. Шахбокс получил статус официального спорта только в 2003 году, с этого времени в ряде стран регулярно проходят чемпионаты по шахбоксу. Такая популярность основывается, прежде всего, на зрелищности этого спорта, а также на том, что он разбивает все имеющиеся стереотипы – боксеры показывают свои умения в шахматах, а шахматисты выходят на ринг в боксерских перчатках.

Шахбокс находится в управлении Всемирной организации шахбокса (WCBO), которая и занимается организацией соревнований, проходящих по всему миру. Наиболее многочисленным клубом шахбокса, членство в котором насчитывает 50 спортсменов, является берлинский СВСВ.

Тогда принимавшие в нем участие спортсмены относились к средней весовой категории. Спорт получил развитие, и в 2005 году уже включал соревнования для бойцов в тяжелом весе, а в 2007 году – в полутяжелом.

Сама идея шахбокса принадлежит голландцу Ипе Рубингу, позаимствовавшую ее из французского комикса “Холодный экватор” 1992 года. В книге шахбокс проходил между двумя боксерами тяжеловесами, соревнующимися в течение 12 раундов, после которых шахматная партия длилась 45 часов. На самом деле матч по шахбоксу состоит из 11 раундов.

После этого боксерам приходится меряться силами в “быстрые шахматы”, проводя раунды по 24 минуты. После этого шахматная доска уступает место одному боксерскому раунду. Победителем является отправивший соперника в нокаут или же обыгравший его в шахматы.

Далее бокс сменяется шахматами и т. д. Правила игры были разработаны в соответствии с правилами FIDE по быстрой игре, а также включают в себя видоизмененные правила любительского бокса.

Правила шахбокса

Все соревнования состоят из 11 раундов, 6 из которых проходят по шахматам и 5 по боксу. Шахматный раунд длится 4 минуты, боксерский раунд – 2 минуты. Между двумя раундами спортсменам полагается минутная пауза для снятия или одевания боксерских перчаток.

Как только в одном из видов спорта участник одерживает победу, поединок сразу же прекращается. Если шахматная партия по согласию противников заканчивается вничью, либо возникает патовая ситуация, решение о присуждении главного приза принимает комиссия на основе распределения боксерских пунктов. Если же и бокс оканчивается ничьей, победившим является участник, играющий черными фигурами в шахматах.

Видео

http://www.gambiter.ru/chess/item/338-shahbox.html

Шахматы — это спорт

https://sport.pravda.ru/individual/chess/16-07-2015/1267391-chahmaty-0/

Какие бывают шахматы

С развитием и эволюционированием шахмат вариации этой игры расширились. Многие дизайнеры вносили инновации в то, как выглядят фигуры, меняли правила, размер доски и количество игроков. Купить шахматы можно абсолютно разных форматов.

Виды шахмат и шахматных игр:

  • Турнирные. Подходящие для соревнований по шахматам, фигуры соответствуют всем требованиям. Это классические фигуры.
  • Магнитные. Оснащенные магнитами для устойчивых и удобных манипуляций, комфортной игры в дороге или на природе.
  • Из разнообразных материалов. Деревянные, пластиковые, стеклянные, янтарные, металлические.
  • Необычные. На 3-х, 4-х игроков.
  • Стилизованные под исторические события, сказочных персонажей, героев фильмов и сериалов.
  • Демонстрационные. Для обучения в школах, для детей, для разбора партий.
  • Шахматные игры. Нарды, шашки, шоги, го и др.
  • Садовые. Это большие наборы для сада. Иногда они просто декоративные, но чаще в них можно играть тоже. Размеры варьируются от 31 см до 63 см и выше.

Купить шахматы разных видов можно в магазине головоломок и умных игр https://kubik.in.ua/.

Возрождение популярности шахмат после выхода сериала Ход Королевы

Сериал на Нетфликсе “Ход королевы” вышел в 2020 году о девушке шахматистке, у которой были гениальные способности. К сожалению, в шахматном мире женщин со статусом гроссмейстер очень мало. А среди чемпионов мира женщин пока еще не было.

Так вот, после выхода этого сериала запросы в гугле как играть в шахматы выросли в два раза. Люди по всему миру стали заново интересоваться шахматами, узнавать как ходят шахматные фигуры, смотреть видео уроки на ютубе. Покупать игру тоже стало больше людей в мире. На самом деле, игра уже была очень популярна, особенно в СССР. Это была своеобразная гордость страны. Однако, интерес начал угасать с появлением гаджетов. Сериал на нетфликсе вернул популярность этой стратегической настольной игре.

Спорт, наука или искусство

Мы попадаем на территорию извечного спора, что такое шахматы. Это наука, искусство или спорт? Скорее всего, шахматист высокого уровня должен одновременно делать все хорошо, быть научно подготовленным, потому что огромную роль играет дебютная подготовка и знания планов, идей, позиций и так далее.

Шахматы — это спорт, потому что в течение 6 часов решать задачи крайне сложно. Плюс в этой игре очень высокий уровень адреналина и порой зашкаливает, ты находишься в стрессовой ситуации. Эмоциональный фон очень высокий, но при этом ты не можешь двигаться. В футболе у тебя эмоции выходят через движение. А здесь они никуда не выходят. Это так называемая гиподинамическая нагрузка, когда много всего происходит внутри, а движения ограничены и физически ничего не проявляется.

Игрока раздирает множество сомнений, идей, планов одновременно. Это совмещается с необходимостью точно считать варианты, ничего не упускать из виду. И при этом нужно еще творить. И находиться в состоянии, в котором может осенить какая-то идея, чтобы ты увидел необычное.

И третье определение шахмат — это искусство, потому что ты практически в каждой партии попадаешь на неизведанные территории, где ты должен заниматься творчеством. Нужно строить планы, генерировать идеи, воплощать их, оценивать, как идет воплощение. Это похоже на процесс создания картины, музыкального произведения. Вроде все по сценарию, но сценария ты на самом деле не знаешь и не видишь. На разных стадиях партий ты должен подключать разные аспекты игры.

Поначалу шахматы — это скорее наука. Надо знать, как расставить фигуры, но со временем игра превращается в творчество, совмещенное с четким счетом, со своего рода математикой. Когда мало времени остается, это превращается в спорт, потому что ты должен всю свою концентрацию, напряжение, все эмоции выдать за ограниченный промежуток времени. Сочетание несочетаемого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector