Базовая техника киокушинкай каратэ (часть 1)

Содержание:

Бенни в кино: научил Николаса Кейджа бить с разворота и снимался с Джеки Чаном

Карьера Уркидеса была сосредоточена не только на полноконтактных сражениях в ринге. Он прославился и как актер, каскадер и постановщик боев на экране. Снявшись в двадцати фильмах, Бенни в своей кинокарьере не раз пересекался со знаменитостями.

Например, он был постановщиком боев у Николаса Кейджа в фильме «Воздушная тюрьма». 

«У меня было чувство, что он будто бы гипнотизирует меня, вынудив поверить, что я могу выполнять серьезные движения, приемы из боевых искусств, особенно удар ногой с разворота. И я научился этому за неделю», — Николас Кейдж.

На съемках «Уличного бойца» он консультировал и Жана-Клода ван Дамма, и Кайли Миноуг.

Бенни тренирует Кайли Миноуг на съемках «Уличного Бойца»

Но больше всего известности Бенни принесли бои на киноэкране с Джеки Чаном в фильмах «Закусочная на колесах» и «Драконы навсегда».

Перед съемками боевых сцен Бенни спросил Джеки об уровне жесткости ударов и очень удивился, когда тот сказал, что нужно работать жестко. Правда, потом Джеки уточнил, что жестко можно бить только в корпус, а по лицу — в полсилы.

«Во время съемок этой сцены я дразнил Уркидеса, говоря что мы должны биться в реальном поединке, а не просто в кино. «Давай, Бенни, давай сделаем это», — говорил я. И он отвечал: «В любое время, Джеки, в любое время». Ну, время всегда было «когда-нибудь потом», и к тому моменту, когда фильм был закончен, Бенни наконец понял, что я просто шучу. Если честно, я не знаю, кто бы победил, если бы мы сражались. Он очень хорош», — Джеки Чан.

Джеки Чан и Бенни Уркидес в фильме «Закусочная на колесах». На 3.18 Бенни подсекает «хвостом дракона».

Сам Бенни смотрел на их шансы в бою иначе: «Джеки — большой мастер кун-фу, с ним приятно и легко работать. Но даже он понимает, что если бы мы дрались по-настоящему, то этот бой закончился бы довольно быстро и довольно печально для одного из нас (и уж точно не для меня)».

Джеки и Бенни

Различия в техниках нанесения удара

В боевых видах спорта существует множество различных ударов руками, а также техник их нанесения. Во время боя каждый стремится подобрать удар, который может максимально изменить исход поединка в его пользу. Техника нанесения удара подбирается в зависимости от сложившихся на ринге обстоятельств.

Японский мастер каратэ и один из основателей стиля «Сётокан» Масатоси Накаяма в своей книге «Лучшее каратэ» дал описание для 24 разновидностей удара руками. Сущность удара как в боксе, так и в каратэ заключается в совместной работе тела с его массой и скоростью нанесения. Но в двух видах единоборств есть свои отличительные черты, которые делают технику ведения боя уникальной.

В каратэ бьющая рука находится с боковой стороны на уровне живота. Перед нанесением удара предплечье каратиста сначала отводится немного назад, что приводит к увеличению кинетической энергии. Подобная техника нанесения удара делает более явными различия между боксом и каратэ в обороне. Боксер во время нанесения удара уже готов к защите. Одновременно с атакой бьющей рукой, вторая рука занимает оборонительную позицию, блокируя возможный ответный удар в голову или туловище. Каратэ, в свою очередь, предполагает резкий переход из атаки в оборону, и наоборот.

Кроме того, в каратэ большую роль во время нанесения удара играет психологическая и физическая сосредоточенность бойца. Этот навык вырабатывается при помощи упражнений на органы дыхания. За секунду до удара происходит одновременное напряжение всего тела, которое выносится в кулак. Таким образом, сила всего тела сосредотачивается в одной точке, что делает удар более мощным. Как пишет известный украинский тренер Валентин Остьянов в своей книге «Обучение и тренировка боксеров», в боксе разрушительная сила удара достигается за счет вынесения вперед плечевого сустава. Это позволяет руке во время удара пройти «сквозь» защитные барьеры организма и нанести удар по органам противника, что может нанести ему более существенный урон.

Блоки

Руками:

  • Сэйкэн джодан-укэ — верхний блок предплечьем (кулак сжат);
  • Сэйкэн чудан сото-укэ — блок снаружи внутрь предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне;
  • Сэйкэн чудан учи-укэ — блок изнутри наружу предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне;
  • Сэйкэн мая гедан-барай — нижний блок предплечьем вперед (кулак сжат);
  • Маваши гедан-барай — нижний блок предплечьем с изначальным круговым (парирующим) выносом руки к голове (в
    отличие от прямого замаха в базовом блоке);
  • Моротэ-укэ — блок в положении учи-укэ, усиленный второй рукой;
  • Моротэ чудан учи-укэ — двойной разводящий блок предплечьями изнутри на среднем уровне;
  • Чудан учи-укэ/гедан-барай — двойной блок предплечьями на среднем и нижних уровнях;
  • Шуто маваши-укэ — круговой блок двумя руками в позиции Шуто;
  • Сэйкэн джуджи-укэ (джодан, гедан) — верхний и нижний скрестный блок предплечьями (кулаки сжаты);
  • Шотэй-укэ (джодан, чудан, гедан) — блок «пяткой» ладони на всех уровнях;
  • Шуто чудан Сото-укэ — аналогично базовому блоку в позиции Сэйкэн, но ребром ладони (шуто чудан учи-укэ, шуто
    джодан-укэ, шуто мае гедан-барай — то же);
  • Осаи-укэ — блок-накладка ладонью.

Ногами

  • Сунэ-укэ — блок голенью;
  • Хидза-укэ — блок коленом;
  • В качестве блоков используются также различные маховые удары ногами, опережающие накладки стопой.

«Карате — чуждая и враждебная нам идеология»

Чем контролировать — проще запретить. В ноябре 1981 года к статье 219 УК РСФСР «Небрежное хранение огнестрельного оружия» (глава десятая: «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения») появилось примечание — «Незаконное обучение карате». Искать логику в том, что именно к статье 219 ввели пометку «прим.», очевидно, бессмысленно. Новый закон был сформулирован так: «Нарушение установленных правил открытия секций спортивного карате или набора в них граждан, либо обучение в секциях приемам, запрещенным спортивными правилами, а также самовольное, без разрешения соответствующих органов, обучение приемам карате, совершенные после применения административного взыскания за такие же нарушения, — наказываются лишением свободы на срок до двух лет или штрафом до трехсот рублей, а при наличии корыстной заинтересованности штрафом до пятисот рублей».

Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за незаконное обучение карате, либо связанные с получением материальной выгоды в значительных размерах, — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Статья с практической точки зрения была сырой. Разработчики явно торопились и не предусмотрели сразу несколько моментов. Например, уже из первых трех строчек следует, что обучение карате каралось только в том случае, если у сенсея не было на то официального разрешения. Иными словами, штраф или тюремный срок можно было получить только за ведение подпольных тренировок. Но к 1984 году в СССР уже не было комиссий, которые выдавали соответствующие лицензии, так что законного пути преподавания карате просто не существовало. Кроме того, в тексте документа нет ни слова о наказании за сами занятия — под прицелом оказывались не все каратисты, а только учителя. Получается, что тренироваться и даже проводить спарринги официально не запрещалось. Другой вопрос, что на деле к формулировке закона никто не обращался. Его трактовали как запрет целого явления.

Тренировка в Белоруссии

Естественно, к травле каратистов сразу же подключилась печатная пресса — в то время самый мощный рупор государственной идеологии. В ней японское боевое искусство связывали с шовинизмом, а сенсеев окрестили шпионами, вербующими людей и навязывающими им ультраправые взгляды (как в статье «„Монстр“ и Пиночет: карате в руках дельцов и политиканов» Александра Евфарестова, опубликованной в журнале «Новое время»). В ход шли самые разные аргументы, порой просто абсурдные. Тот же Евфарестов утверждает, что политическая ориентация карате выражается в том, что черный пояс девятого дана смог получить чилийский диктатор Пиночет.

Немало постаралась и газета «Советский спорт», выпустившая ряд материалов о милитаристской направленности карате. В редакцию поступали письма с вопросами и возражениями, на которые был заготовлен ответ: «Приказ Госкомспорта о запрете карате, на наш взгляд, правильный. Дискуссии по этому поводу газета проводить не намерена».

А в журнале «Человек и закон» (сентябрь 1986 года) была опубликована статья «Никто не хотел убивать?..» В. Стрелкова, где прямо сказано: «Карате — чуждая и враждебная нам идеология, утверждающая власть кулака, культ жестокости, закон джунглей. А одна из важнейших задач карате — воспитание нерассуждающего, слепо преданного учителю-сенсею жестокого человека, которому можно поручить все, даже убийство».

Бенни вырос в боевой семье — с мамой-рестлершой и папой-боксером

Уркидес родился 20 июня 1952 года в долине Сан-Фернандо, что в Калифорнии. Его мать Лупе занималась рестлингом и выступала под прозвищем «Сумасшедшая Линда». Отец, бросивший семью, когда Бенни было восемь, был профессиональным боксером.

Кроме Бенни в его семье было еще восемь детей, четыре сестры и четыре брата  — и все тоже занимались боевыми искусствами. Сестра Лили позже стала чемпионкой мира по кикбоксингу, а все четыре брата Бенни вместе с ним самим были частью команды Чака Норриса Los Angeles Stars: Бенни и его братья Адам и Мануэль участвовали в соревнованиях, а Арнольд и Рубен были тренерами.

Бенни и его жена Сара

Разумеется, детство Бенни прошло на улицах, где ему не раз пришлось столкнуться с хулиганами. 

Сам Бенни начал заниматься боксом с пяти лет, а с восьми к нему прибавилось еще и каратэ. К своему первому профессиональному тренеру — Биллу Риусаки (Bill Ryusaki) он попал в девять. Как рассказывал потом Билл: «Бенни был с плохого района, и у него были комплексы от того, что он был маленького роста. Поэтому он хотел проявить себя, сражаясь. Но я не позволил ему драться — я заставил его изучать формальные упражнения и дисциплину».

Тем не менее, с помощью тренировок Бенни смог не только выработать дисциплину, но и заработать себе авторитет в школе. Сам он рассказывал: «Я отрабатывал вертушки и удары руками в начальной школе. Вскоре моя репутация стала бежать впереди меня и самые большие парни начали обходить меня стороной».

Они же

По крови Уркидес является потомком самых воинственных народов — с одной стороны у него испанские, а точнее — баскские корни, с другой — в нем течет кровь североамериканских индейцев из племени черноногих. Возможно именно такое сочетание генов дали Бенни интересную восточную внешность и бойцовский характер.

Чьи кулаки крепче?

Кулаки – основное оружие каратистов и боксеров. Но их подготовка к нагрузкам в этих двух видах единоборств существенно отличается

Каратисты, которые ведут бой голыми руками, уделяют особое внимание подготовке поверхностей рук. Для этого используются определенные упражнения

Что же касается боксеров, то они этим практически не занимаются, поскольку бои ведут в перчатках. Об этом пишет Терри Берг в статье «Кулаки боксера и кулаки каратиста: в чем их отличие».

На начальном этапе для укрепления кулаков используются простые отжимания от пола на косточках указательного и среднего пальцев рук, так как именно ими наносится удар. В дальнейшем каратисты прибегают к «набиванию» кулаков, чтобы окончательно «убить» нервные окончания. Как правило, «набивка» происходит при помощи нанесения ударов по макиваре – снаряд, который представляет собой прочную доску, верхняя часть которой обмотана рисовой соломой. Именно по этой части и наносятся удары для укрепления рук каратиста. Как писал Масатоси Накаяма в своей работе «Лучшее каратэ», «работа с макиварой – это сердцевина карате и она не должна прерываться даже на день. Ценность такой практики не только в укреплении частей тела, используемых при атаке и защите, но и в развитии навыков концентрации силы всего тела в одном кулаке в момент удара».

Наибольшее внимание укреплению кулаков уделяется в стиле каратэ «Кекусинкай», основоположником которого считается мастер Масутацу Ояма. Известно, что он мог руками дробить камень и кости, а ладонями сшибать ветки деревьев

Крепкий кулак – основа каратэ, по этой причине ему в этом боевом искусстве уделяется особое внимание. На основании чего мы можем прийти к выводу, что у каратиста кулаки крепче, чем у боксера.

3

Heart

3

Wow

3

Poop

1

Haha

Love

Yay

Sad

Angry

Такие сенсеи пробились на ТВ, где вели уроки самообороны для женщин. И даже умудрились скрестить аэробику и единоборства

Правда большинство их них были умнее и не выходили на реальные поединки. В конце XX века те, кто не придумал свою школу, представлялись бойцами карате, кунг-фу, тхэквондо или айкидо — загадочных для западного обывателя школ боевых искусств (несмотря на то, что в 70-е в США уже проводились турниры по карате). В какой-то момент сенсеи стали настолько популярны, что их практические курсы по самообороне стали транслировать по ТВ.

Вот как в 1983-м представляла свои видео-уроки австралийский мастер айкидо Бронилин Смит (автор книг-бестселлеров по самообороне, в которых обещала научить защищаться за 3 дня):

Основной аудиторией телевизионных сенсеев были женщины: они хотели научиться защищаться от насильников и грабителей. Это не было чем-то новым: учебники по самообороне для женщин писались ещё в начале века, а в середине — уже становились бестселлерами.

Мастера делали из дамочек «машины для убийств». Им показывали, как обороняться от вооружённых ножами и пистолетам грабителей, а удар в пах стал коронным в женской системе самообороны. Кажется, что женщины играючи заламывают руки и выбивают пистолеты. Но работа на скорости против настоящего грабителя сделала бы большинство приёмов невозможными даже для сенсея (как и показывают реальные спарринги мастеров айкидо с вооружённым соперником).

Тем не менее, телевизионные курсы самообороны пользовались успехом. И тогда очередному азиатскому сенсею пришла в голову гениальная идея: скрестить единоборства и другую страсть американских домохозяек 80-х — аэробику. Получилась «боевая аэробика» — выглядит странно, но сексуально.

Автором курса был Ролан Цзен — предприниматель, коллекционер и самопровозглашённый мастер боевых искусств. Мужчина-азиат в США выдавал себя за сенсея (о его навыках ничего не известно) и в 1983-м написал книгу «30-дневный курс аэробики для самообороны». Она и легла в основу цикла передач на ТВ.

Популярность сомнительных курсов самообороны (а также уровень сенсеев) высмеял известный американский комик и актёр Джим Керри. В скетче он предстал в образе усатого инструктора по карате Боба Джексона, который учит женщин, как защищаться от вооружённого человека. Сенсей даёт ученице настоящий нож, но пропускает несколько ударов, а к концу тренировки истекает кровью.

Мужчин в меньшей степени интересовали курсы самообороны. Во второй половине XX века каратисты становились звёздами боевиков, и простые люди хотели походить на кумиров. В разное время карате занимались Чак Норрис, Дольф Лундгрен, Жан-Клод Ван Дамм, Уэсли Снайпс и даже Элвис Пресли.

Но если Лундгрен нокаутировал людей на соревнованиях по киокушинкаю (жёсткий вид контактного карате), то заслуги Чака Норриса в карате или Стивена Сигала в айкидо ставятся под сомнение. Несмотря на специфику спорта, выступления Сигала считают слишком театрализованными, а оппонентов хвалят за акробатический талант.

Стойки

Ожидания и готовности:

  • Хэйсоку дачи — ступни вместе;
  • Мусуби дачи — пятки вместе, носки развёрнуты на 90°;
  • Хэйко дачи — ступни параллельно на ширине плеч;
  • Шизен дачи — пятки на ширине плеч, носки развёрнуты;
  • Учи хатидзи дачи — стойка «голубя» (пятки шире плеч, носки внутрь).

Основные:

  • Зенкуцу дачи — передняя стойка Кокуцу дачи — задняя стойка;
  • Санчин дачи — стойка «крепости» или «песочные часы»;
  • Киба дачи — стойка всадника, стопы параллельны Шико дачи — стойка «борца сумо», ступни на 45°.

Переходные:

  • Некоаши дачи — стойка «кота» подобна кокуцу дачи, но значительно короче;
  • Цуроаши дачи — стойка «цапли», стойка на одной ноге;
  • Какэ аши дачи — «скрученная» стойка с заступом ноги сзади или спереди;
  • Мороаши дачи — ступни параллельно на ширине плеч, одна нога выдвинута на длину ступни вперёд.

Боевая:

Джиу камаетэ дачи или кумитэ дачи — стандартная боевая стойка.

Бенни вынудил японского чемпиона вернуться с пенсии

Прославившись в США, Бенни в 1977 году отправился покорять Японию, страну с очень серьезными бойцами контактного стиля. И сразу попал на бой против чемпиона Японии — Кацуюки Сузуки. Как говорил позже сам Бенни: «Выйдя на ту арену, я понял, что если не нокаутирую Сузуки, мне не победить. Взглянув в его глаза уже в ринге, я понял, что этот воин пришел сюда, чтобы отстоять всех японцев. И это было делом чести, это уже не был обычный бой».

Японец пробивал мощные лоу-кики, а вот на руках Бенни полностью перебивал чемпиона. К шестому раунду Уркидес так разошелся, что дважды отправил Сузуки в нокдаун левым боковым, и когда японец встал после второго — вырубил его наглухо, повергнув в шок всю местную публику.

За этим позором наблюдал бывший чемпион Японии, Кунимацу Окао (Kunimatsu Okao), в свое время ушедший на покой непобежденным. Тогда он вернулся и бросил Уркидесу вызов. Бой состоялся в том же, 1977 году.

В начале первого раунда Бенни улетел в нокдаун от мощного бокового удара руки чемпиона. До четвертого раунда бой шел примерно наравне — японец штамповал Уркидеса мощными ударами рук, иногда подключая лоу, а Бенни пробивал точные удары по корпусу и голове Кунимацу. К четвертому раунде чемпион сбавил темп и Уркидес не упустил своего, пробив одну из самых затяжных серий в истории ударных видов спорта — и в конце вырубив японца правым кроссом.

Бой с Кунимацу Окао. Сама серия начинается с 7.55

Бенни основал свой стиль каратэ — и тот был признан японцами

За свою жизнь Уркидес собрал целую коллекцию черных поясов — он занимался дзюдо, что дало ему отличную практику бросков, каратэ, кэмпо, каратэ Сётокан, таэквон-до — отсюда у него отличные удары ногами, джиу-джицу, айкидо, кун-фу — стиль «Белый журавль» и даже экзотическим боевым искусством лима-лама. Последнее появилось на Гавайях как синтез разных стилей, принесенных на острова эмигрантами из разных стран. Довел до ума все это сын короля Самоа, Туумамао Туилосега, изучавший кунг-фу, бокс, айкидо, дзюдо и от отца и дяди узнавший секреты полинезийских боевых искусств и в пятидесятых годах XX века создавший систему «лима-лама».

Бенни тоже был не промах и синтезировал свой собственный стиль каратэ — укидокан. И этот стиль даже признан самими японцами. Как утверждает сам Уркидес, в его стиле органично слилось лучшее из девяти изученных им искусств. При этом он учит своих последователей не только бою на ринге или татами, но и техникам уличного боя, чтобы его ученик чувствовал себя комфортно везде — и на улице, и в зале.

Несмотря на бурную боевую карьеру, Бенни до сих пор отлично себя чувствует в свои 68 лет.

Конец ХХ века – пик популярности карате на Западе. Сенсеи-шарлатаны придумывали новые школы и торговали курсами самообороны

Многие люди хотят научиться драться, но не готовы тратить годы на изучение классических единоборств. Поэтому в конце XX века (преимущественно в США) стали плодиться мастера, обещавшие за несколько занятий научить человека самообороне. 

Они уверяли, что классические единоборства не приспособлены к реальной жизни: даже хорошего боксера можно оглушить бутылкой, припугнуть ножом и расстрелять из пистолета. Согласитесь, глупо тратить годы в спортзале, если в подворотне тебя ограбит любой гопник с кухонным ножом. То ли дело экспресс-курсы самообороны – после них новичок уж точно будет готов к любому головорезу.

Линси де Пол – популярная певица и ведущая ТВ-курсов самообороны для женщин в 90-е

Мастера очаровывали обывателя магией Востока – многие вели занятия в кимоно и представлялись сенсеями. В 80-е карате, как и другие восточные единоборства (кунг-фу, тхэквондо, айкидо), были безумно популярны в США. И загадочный сенсей с черным поясом вызывал трепет: казалось, ему известны тайны, которых не знают тренеры в классических школах.

Нередко мастера придумывали себе несуществующие титулы. В ту пору это было модным: фанаты UFC помнят легендарного Гари Гудриджа, в 90-е представлявшего экзотическую корейскую школу Кук Суль Вон. Он назывался черным поясом и первые бои проводил в кимоно, но впоследствии выяснилось, что ему просто заплатили за рекламу малоизвестной школы.

Гари Гудриджа (справа)

Специально для впечатлительных новичков сенсеи придумывали даже новые школы  – в том числе бесконтактное карате. Известен пример японского гуру Янаги Рюкена, который вышел из айкидо, но представлял собственную школу, где оглушал соперников хлопками и сбивал с ног криком. Такие легенды помогли японцу открыть аж три зала и собрать вокруг себя немало учеников.

Рюкен любил швырять их на камеру – молодые люди падали от одного лишь вздоха мастера. По словам сенсея, он победил 200 соперников и ни разу не проиграл. Но в какой-то момент слишком поверил в себя и совершил ошибку: пообещал 5000 долларов любому, кто выйдет на бой и вырубит его. 

Желающий нашелся быстро: им стал Цуеси Иваура, не самый успешный боец ММА (1 победа и 2 поражения). На глазах десятков учеников он избил сенсея (бой проходил на голых кулаках), а схватка оставила лишь один вопрос: на что Йанаги вообще рассчитывал?

Другой мастер бесконтактного карате – американец Джордж Диллман, утверждал, что может одним пальцем уложить самого большого человека на земле. Сенсей сносил людей криком, а также создавал в руках теплое энергетическое поле (что-то вроде файербола), которым нейтрализовывал соперников. Все работало безотказно, пока в зале не появился скептик, который бросил вызов местным мастерам. Удивительно, но на человеке с улицы трюки не сработали, а Диллман долго искал логические объяснения сбоя (преимущественно сетовал на положение языка скептика, которым он блокировал энергетические потоки).

Джордж Диллман в деле

Правила [ править ]

Бои проходят в квадратной боевой яме размером 6,5 x 6,5 м (21 фут 4 x 21 фут 4 дюйма), окруженной стенами под углом 45 °. Матч состоит из 3 раундов по 3 минуты каждый с возможностью 2 дополнительных раундов для чемпионских боев.

При подсчете очков используется 10-балльная система обязательных требований, основанная на агрессии и эффективности атак. Три судьи оценивают каждый бой с позиции вокруг боевой ямы. В случае нокаута подсчетные карточки не используются.

Снаряжение состоит из перчаток весом 4 унции, мундштуков, протекторов для паха для мужчин, поясов для карате и официальных длинных брюк для карате с национальными гербами или флагами.

Борьба, болевые приемы, колени, локти и апперкоты запрещены. Приземленный противник может использовать удары руками, в то время как стоящий противник может использовать удары с земли. Через 5 секунд любой приземленный соперник будет возвращен рефери в позицию стоя.

Ударные части тела

Руки:

  • Сэйкэн — кулак (передняя часть);
  • Уракэн — перевёрнутый кулак (тыльная часть);
  • Тэтсуи — «кулак-молот», основание кулака со стороны мизинца;
  • Шуто — «рука-нож», ребро ладони — со стороны мизинца;
  • Хайто — внутреннее ребро ладони — со стороны большого пальца;
  • Шотей — «пятка» ладони;
  • Кокэн — запястье;
  • Кумадэ — «медвежья лапа», ладонь с полусогнутыми пальцами;
  • Ёхон нукитэ — «рука-копьё», ладонь с выпрямленными четырьмя пальцами;
  • Нихон нукитэ — рука с выпрямленными пальцами, образующими «вилку»;
  • Накаюби иппонкэн — кулак со сжатым наполовину средним пальцем;
  • Ояюби иппонкэн — кулак с полусогнутым большим пальцем;
  • Хиракэн — кулак со сжатыми наполовину пальцами, ладонь открыта;
  • Рютокэн — кулак «голова дракона», пальцы сжаты наполовину, средний выдвинут вперёд, образуя вершину треугольника
    в суставах;
  • Хайсю — тыльная сторона ладони;
  • Тохо — «рука-крюк», раскрытая ладонь с отведённым большим пальцем;
  • Кейко — «рука-клюв», пальцы собраны в щепотку;
  • Котэ — предплечье;
  • Хиджи — локоть.

Ноги:

  • Тюсоку — подушечка под пальцами стопы;
  • Сокуто — «нога-нож», внешнее ребро стопы;
  • Тэйсоку — внутренняя выемка стопы;
  • Хэйсоку — подъём стопы;
  • Аши — подошва;
  • Какато — пятка;
  • Сунэ — голень;
  • Хидза — колено.

Правила

Бой не останавливается после удачной атаки, он продолжается до добивания или до невозможности соперника вести дальше бой. В таких условиях не получится возвращать руку к бедру, иначе после атаки, можно просто схлопотать в голову, это раз. Во-вторых, мы часто видели, что даже на турнирах WKF спортсмены получали серьезные травмы лицевых костей. Даже, может, почаще чем боксеры. Причина тому, ужасная защита. Отвратительная защита. Очень часто, представители классического каратэ просто налетают на выброшенный кулак соперника, потому что не думают о защите.

Это вообще большой пробел в технике классического каратэ, с этим реально надо что-то делать.

На мой взгляд, Karate Combat, эту проблему решил. Опять же, в рамках своих правил.

В СССР карате было под запретом, а сенсеев ловил КГБ. Но это лишь увеличило интерес

В СССР шли те же процессы, что и на Западе: карате попало в страну в 60-70-е и быстро стало популярным (редкие мастера появлялись с 1930-х, но их арестовывали как японских шпионов). Залы набивались битком — все хотели обучиться загадочному восточному боевому искусству. Сперва интерес был спортивным, но к концу 80-х в карате появлялось все больше фриков (как и в США).

«О карате я услышал, когда в школе учился — в 1975-м году примерно. Всем стало интересно, что это такое, мода пошла. Появились фильмы: «Гений дзюдо», например. У нас возраст был подростковый, мы искали себя в жизни. Хотели, конечно, попасть в секцию, но это можно было только по чьей-то рекомендации. Залы заполнялись так, что стоять негде было», — вспоминает советское прошлое каратист в стиле фудокан Николай Касаткин.

Советские подростки хотели носить кимоно, а не боксёрские перчатки — их можно понять. Но в СССР было мало хороших сенсеев: наставников из Азии привозили единицами, и они тренировали детей высокопоставленных чиновников, а обычные люди занимались у соотечественников либо болгар (в Союзе было немало выходцев из этой страны, которые представлялись мастерами карате, хотя их профпригодность вызывала вопросы).

Растущая популярность карате в СССР со временем испугала власть. В этом боевом искусстве большую роль играет идеология, и сенсеи приобретали власть над умами молодёжи. Сенсей рассказывал притчи, давал советы, служил моральным ориентиром. Все это было прерогативой компартии, поэтому вскоре карате запретили.

Это произошло в 1981-м (а первая попытка была ещё в 1975), когда в УК РСФСР появился пункт о «Незаконном обучении карате». Фактически эта новелла запрещала любые занятия карате без официального разрешения (которое получить было невозможно).

«Карате — чуждая и враждебная нам идеология, утверждающая власть кулака, культ жестокости, закон джунглей. А одна из важнейших задач карате — воспитание нерассуждающего, слепо преданного учителю-сенсею жестокого человека, которому можно поручить все, даже убийство», — писали в ту пору в прессе.

Впрочем, на практике новелла не работала: сенсеи продолжили работать, а интерес к карате только рос. Часто секции маскировали под рукопашный бой или самбо, а участники не носили кимоно. В КГБ даже создали спецотдел, который должен был ловить каратистов. Но работа была неэффективной: люди продолжали тренироваться в лесах, парках и даже в вестибюлях школ — в полной темноте. За проведение таких тренировок в 1983-м мастер кунг-фу (для законодателей СССР — не более, чем разновидность карате) Виталий Гусев получил более четырёх лет тюрьмы.

«Тренировки по карате Гусев стал проводить при наглухо закрытых дверях, выезжал с учениками в лесопарки. Ездил в другие города — Ташкент, Тбилиси, где также проводил занятия и собирал за это немалые деньги», — описывал уголовное дело Гусева журнал «Человек и закон».

Команды

  • Сэйза — опуститься на колени (принять позу для сидячей медитации);
  • Анза — позиция сидя. скрестив ноги (по-турецки);
  • Мокусо — закрыть глаза;
  • Мокусо ямэ — открыть глаза;
  • Рэй — поклон;
  • Шинзен ни рэй — поклон символической святыне школы, алтарю. Если в зале нет алтаря используется команда Шомен ни
    рэй;
  • Сэнсэй (Сэмпай) ни рэй — поклон учителю (старшему);
  • Отагай ни рэй — поклон всем, друг другу;
  • Аригато — спасибо;
  • Тате кудасай — встаньте пожалуйста;
  • Йой — приготовиться;
  • Хаджимэ — начать, начало, идти;
  • Ямэ — закончить;
  • Торимасен — «не оценивается»;
  • Хикиваке — ничья по итогу боя;
  • Чуй — предупреждение за нарушение правил;
  • Сикаку — дисквалификация;
  • Тори — атакующий;
  • Уке — защищающийся;
  • Маватэ — повернуться;
  • Хантай — смена, например, сменить стойку левую на правую или наоборот;
  • Наорэ — вернуться в исходное положение;
  • Ясумэ — расслабиться;
  • Мугорэ — самостоятельно (в практике ката);
  • Ура — обратная сторона, в практике ката или идо гейко означает шаги не прямо (омотэ), а с предварительным
    разворотом через спину.

Удары руками

Толчковые удары:

  • Сэйкэн (чудан, джодан, гедан) цуки — прямой удар кулаком (на разных уровнях);
  • Татэ-цуки — удар кулаком, расположенным вертикально;
  • Лго-цуки — удар крюком снизу вверх (в подбородок);
  • Сэйкэн аго-учи — прямой скоростной секущий удар кулаком в голову;
  • Шита-цуки — удар в корпус перевернутым кулаком;
  • Моротэ-цуки — удар двумя руками;
  • Яма-цуки — удар двумя руками на разных уровнях (на верхнем и среднем или нижнем);
  • Дзюн(Юн)-цуки — удар в сторону.

Толчковые производные:

  • Шотэй-учи (джодан, чудан, гедан) — удар «пяткой» ладони (на всех уровнях);
  • Ёхон нукитэ — удар «копьём» (в горло, в сплетение).

Секущие:

  • Тетсуи коми ками-учи — удар «молотом» сбоку снаружи по голове;
  • Тетсуи ороши гаммен-учи — удар «молотом» сверху по голове;
  • Тетсуи хизо-учи — удар «молотом» снаружи по рёбрам;
  • Тетсуи ёко-учи (джодан, чудан, гедан) — удар «молотом» наотмашь в сторону (на всех уровнях);
  • Уракэн шомен-учи — удар перевёрнутым кулаком вперёд в лицо;
  • Уракэн саю-учи — удар перевёрнутым кулаком в сторону сверху в лицо;
  • Уракэн хизо-учи — удар перевёрнутым кулаком в сторону сбоку по рёбрам;
  • Уракэн маваши-учи — круговой удар перевёрнутым кулаком в голову;
  • Шуто йоко гаммен-учи — удар ребром ладони снаружи вперёд по голове;
  • Шуто сакоцу-учи — удар ребром ладони сверху, по ключице;
  • Шуто сакоцу-учи коми — прямой (режущий) удар ребром ладони в ключицу;
  • Шуто джодан учи-учи — удар ребром ладони изнутри вперёд в голову, по шее;
  • Шуто хизо-учи — удар ребром ладони снаружи по рёбрам;
  • Сейкен маваши-учи — удар крюком сбоку (в голову, в корпус).

Локтём:

  • Мае хиджи атэ (джодан, чудан) — вперёд сбоку (в корпус, голову);
  • Аге хиджи атэ (джодан) или хиджи аго-учи — вперёд снизу в подбородок;
  • Аге хиджи атэ (чудан) — вперёд снизу в корпус;
  • Ороши хиджи атэ — сверху вниз;
  • Ёко хиджи атэ — в сторону (с помощью другой руки);
  • Уширо хиджи атэ — назад (с помощью другой руки), в том числе и при исполнении с разворота.

К четырнадцати годам у Уркидеса был черный пояс по каратэ. Правда, бесконтактному

Ирония в том, что боец, ставший всемирно известным именно за жесткий контактный стиль ведения боя, начинал соревноваться в бесконтактном каратэ. Если вы не в курсе: это такие соревнования, где бить в полную силу запрещено, а нужно только обозначать удары по противнику. Тем не менее, и в этих соревнованиях нередко случаются нокауты, так как часто соперники бьют на встречных курсах и просто не успевают отдернуть руку. Получается, что противник как бы сам налетает своим лицом на встречный кулак.

Вот и Бенни на заре своей карьеры бился по правилам бесконтактного каратэ, и вскоре завоевал репутацию очень колоритного бойца. Пройдя множество поединков, Уркидес в 1973 году на международном чемпионате одержал впечатляющую победу над Джоном Нативидадом, но далее решил перейти на фуллконтакт.

От крутизны этого фото может треснуть земля — Бенни и Чак Норрис

В те времена полноконтактное каратэ в США только развивалось, но уже набирало популярность. Когда же у японской ассоциации каратэ возникли претензии к американцам из-за названия, те просто взяли другой бренд, известный всем нам теперь как кикбоксинг.

Уркидес с головой погрузился в новый для него вид спорта и в итоге 27 лет (по другим данным — 24 года) удерживал титул чемпиона мира по кикбоксингу и ушел с ринга непобежденным. Вообще говоря, данные о победах и поражениях Бенни очень разнятся. Сам он заявляет, что участвовал в двухстах неофициальных поединках, победив во всех. The Star System Computer Ratings приписывает ему 56 побед при одном поражении и одной ничьей; сам Бенни говорит об 63 официальных боях без поражений. Официально задокументированный же рекорд (то есть те бои, на которые сам Бенни смог предоставить сохранившиеся документы) — 49 побед, 1 поражение, 1 ничья и 2 боя, признанных несостоявшимися. Такие мутные цифры связаны с тем, что во времена Уркидеса не было четкой и компьютеризированной статистики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector