Что такое стертая дизартрия: классификация, симптомы, причины, прогноз и профилактика

Диагностика

Верификация диагноза осуществляется неврологом. Выявление дизартрии является недостаточным, необходимо установление её этиологии, оценка обширности поражения церебральных тканей, перспектив развития заболевания. Установить точный диагноз помогают:

  • Неврологическое исследование. В неврологическом статусе определяется бульбарная триада: дизартрия, дисфония, дисфагия. Нёбный и глоточный рефлексы резко снижены. Типичны атрофические изменения, складчатость, фасцикуляции языка. Одностороннее поражение характеризуется свисанием половины нёбной занавески, отклонением высунутого из ротовой полости языка контрлатерально очагу, двустороннее — глоссоплегией (неподвижностью языка).
  • Консультация логопеда. Включает диагностику устной речи (фонации, скорости, ритма, просодики), оценку объёма артикуляционной кинетики, синхронности дыхания, состояния мимических мышц. Исследование фонематического слуха, слухоречевой памяти, письменной речи (чтение, письмо) патологии не выявляет.
  • Нейровизуализация. Позволяет определить морфологический субстрат дизартрии, диагностировать причинную патологию. Для визуализации гематом, церебральных кист используют КТ головного мозга. В диагностике инсульта, внутримозговых опухолей, дегенеративных процессов более информативна МРТ. Дополнительно возможно применение ПЭТ-КТ, выявляющей дисметаболические участки мозговой ткани.
  • Оценка церебрального кровообращения. Необходима в случае хронической дисциркуляторной энцефалопатии, окклюзии сонной артерии. Осуществляется при помощи УЗДГ, дуплексного сканирования, МРТ сосудов.
  • Люмбальная пункция. Производится для забора и последующего анализа цереброспинальной жидкости. Показанием к пункции является предположение об инфекционно-воспалительном характере патологии.
  • Гистологическое исследование образцов мозговой ткани или опухоли, полученных путём интраоперационной или стереотаксической биопсии. Проводится с целью верификации опухоли, диагностирования сложных случаев дегенеративной патологии.

Клинически бульбарная дизартрия дифференцируется от псевдобульбарного синдрома, являющегося следствием поражения кортико-бульбарных трактов. Речевые нарушения при псевдобульбарном синдроме сопровождаются центральным парезом артикуляционного аппарата с типичной гиперрефлексией и мышечным гипертонусом, отсутствием атрофий. Характерно наличие симптомов орального автоматизма. Сохранность письменной речи, слухоречевой памяти, фонематического слуха отличают дизартрию от иных речевых нарушений: моторной, динамической, акустико-мнестической афазии.

Разные формы дизартрии: сходство и отличия

В логопедии и неврологии выделяют разные формы расстройств артикуляции

Очень важно дифференцировать бульбарную и псевдобульбарную дизартрию. Симптоматика этих двух форм нарушений речи может быть схожа

Обе разновидности дизартрии сопровождаются нечетким и чрезмерно тихим произнесением звуков.

При псевдобульбарной дизартрии поражаются клетки головного мозга. При бульбарной форме патологии повреждение возникает только на периферических нервах. Псевдобульбарная дизартрия сопровождается общими неврологическими проявлениями:

  • значительным ухудшением памяти;
  • трудностями с концентрацией внимания;
  • снижением двигательной активности.

Кроме этого, при бульбарной форме отмечается ослабление и атрофия мышц речевого аппарата. При псевдобульбарной дизартрии тонус мускулатуры глотки и языка повышен. Самостоятельно очень трудно отличить эти две формы патологии. Точную дифференциальную диагностику может провести только врач-невролог.

Лечение и коррекционные методы

Перед началом лечения пациента отправляют на диагностические мероприятия для определения степени тяжести и стадии развития заболевания, вызвавшего нарушение речи. Обычно пациент должен пройти:

  • магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  • эзофагоскопию;
  • электромиографию языка;
  • тесты на миастению.

При бульбарной дизартрии применяется комплексная терапия, включающая:

  1. Прием ноотропов – медикаментов, стимулирующих работу головного мозга, восстанавливающих умственную способность. Обычно назначаются препараты «Луцетам», «Карбамазепин».
  2. Прием медикаментов, снижающих слюноотделение. Без этих препаратов обойтись невозможно, так как слюна у больных течет очень сильно, в сутки может вытечь количество, превышающее литр. Чаще всего назначается «Атропин».
  3. Хирургическое вмешательство с целью устранения патологии, спровоцировавшей речевое нарушение: гнойника, опухоли, скопления крови после инсульта.
  4. Восстановление функциональности организма. Для этого принимают витаминные комплексы.
  5. Устранение нарушения дыхательной функции. Осуществляется искусственная вентиляция легких.
  6. Логопедические занятия, помогающие восстановить функциональность артикуляционных органов, нормализовать произношение звуков, сделать речь четкой и выразительной. Проводятся массажные процедуры и артикуляционная гимнастика.
  7. Физиотерапевтические мероприятия, лечебные ванны, иглоукалывание.

Важный коррекционный этап комплексной терапии – посещение сеансов у логопеда. Специалист назначает упражнения, помогающие разработать органы артикуляции. Посредством занятий:

  • восстанавливается четкая и внятная речь;
  • ставится голос и речевое дыхание;
  • укрепляется артикуляционная мускулатура;
  • исправляются ошибки в произношении.

Для повышения подвижности мышц лица и языка применяется логопедический массаж для детей в домашних условиях, а также логопедический массаж зондами.

Ниже приводятся примеры простых и действенных упражнений при бульбарной дизартрии:

  1. Ребенок запрокидывает голову, делает ртом движения, будто что-то жует и проглатывает. Рот должен быть закрыт.
  2. Пациент широко раскрывает рот, прижимает язык к верхним зубам, удерживает в таком положении 10 – 15 секунд.
  3. Логопед кладет на губы ребенка небольшие предметы, а тот старается удержать их как можно дольше.
  4. Пациент раздувает и втягивает щеки при закрытом рте.

Описанные упражнения эффективны при своей простоте. Их можно делать дома при невозможности регулярного посещения логопеда. Желательно заниматься с ребенком 2 – 3 раза в день. Только в этом случае удастся быстро добиться нормализации произношения.

Причины возникновения дизартрии

1. Органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии), интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным. 2. Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору. 3. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка. Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). По данным Е. М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП проявляется в 65-85% случаев. Классификация клинических форм дизартрии Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции.Формы дизартрии

Диагностика псевдобульбарной дизартрии

Выявление патологии проходит в три этапа. Для начала собирается анамнез протекания беременности:

  • наличие раннего или позднего токсикоза;
  • перенесенные инфекционные заболевания;
  • осложнения в родах;
  • травмы.

Поскольку псевдобульбарная дизартрия всегда сопровождается органическими нарушениями, проводится диагностика работы головного мозга, нервной системы, мышечного ответа. Основные методы:

  • магнитно-резонансное обследование;
  • ЭЭГ;
  • Электронейромиография.

Ключевое значение имеет психолого-логопедическая характеристика. При псевдобульбарной дизартрии, в отличие от других форм, страдают именно осмысленные действия

На что обращает внимание логопед:

  • амплитуда движения языка, выполнение точных упражнений губами, достаточно длительное удерживание позиций;
  • устная речь: запас и сложность произносимых слов, ритмичность, интонация, правильность звукового ряда, дыхание при разговоре;
  • письменная речь.

Важную роль в диагностике играет дифференцирование псевдобульбарной дизартрии от других видов патологии.

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Методы диагностики

Для подтверждения псевдобульбарной дизартрии проводится ряд исследований, по итогам которых можно сделать вывод о самочувствии человека. В первую очередь медицинский специалист выслушает жалобы человека и проведёт зрительный осмотр. После этого специалист направит на определённые методы исследования, при помощи которых удастся подтвердить или опровергнуть диагноз.

Непосредственно понадобится пройти следующие процедуры:

Неврологический осмотр. Врач проведёт тестирование мимических движений и артикуляционной моторики. Определит степень ограничения мимики, присутствие псевдобульбарного синдрома. Врач проверит, имеется ли повышение нёбного и глоточного рефлексов. Понадобится выявить неврологический дефицит, а также установить локализацию патологического процесса.

  • Нейровизуализация. Чаще всего применяется магнитно-резонансная томография головного мозга. С её помощью удастся понять, имеется ли инсульт, воспалительный процесс в черепно-мозговой коробке, дегенеративные изменения. Получится выявить посттравматические повреждения и новообразования. При наличии показаний к МРТ выполняется КТ для головного мозга.
  • Исследование спинномозговой жидкости. Забор выполняется с помощью люмбальной пункции. Во время анализа можно выявить признаки нейроинфекции.

  • Логопедическое обследование. Медицинский специалист оценит состояние артикуляционных органов, проведёт тестирование устной и письменной речи.
  • Оценка мозговой гемодинамики. Она требуется, если подозревается цереброваскулярная недостаточность. По показаниям осуществляется УЗДГ, дуплексное сканирование, МРТ мозговых сосудов. Если определена проблема с церебральным кровотоком, тогда подобное состояние будет считаться фоновым. Оно не исключает наличия иных проблем со здоровьем.

При необходимости понадобится посетить педиатра, инфекциониста, генетика и травматолога. По результатам всех исследований удастся подтвердить или опровергнуть псевдобульбарную дизартрию. Если у человека выявят данное заболевание, тогда понадобится незамедлительно начать лечение для улучшения самочувствия. Только в этой ситуации будет возможность значительно улучшить состояние человека.

Симптомы стертой дизартрии

Основной спектр проблем касается артикуляционного аппарата.

У ребенка может быть выявлены:

  1. Проблемы с произношением звуков, их замена, смешение, искажение. Самый распространенный симптом — проблемы со свистящими и шипящими, также дети упрощают слова и опускают звуки в сочетании согласных.
  2. Нарушенная просодика. Наблюдается заметный недостаток в выразительности, эмоциональности речи, тембр нарушен, голос тихий и монотонный, возможно произношение «в нос», ослаблен речевой выдох.
  3. Паретичность артикуляционных мышц, при которой язык малоактивен, кубы расслаблены даже во время речи, уголки губ опущены.
  4. Мышечная эластичность. Она влечет за собой скудность мимики, напряженность лицевых мышц, толстый, малоподвижный язык, прижатую к деснам верхнюю губу.
  5. Гиперкинезы, симптомом которых служат дрожание при нагрузках языка и голосовых связок. Наблюдается в большинстве случаев в сочетании с повышенным мышечным тонусом артикуляционного аппарата.
  6. Апраксия, что означает затруднения артикуляции и переключение от одного движения ее аппарата к другому при речи.

Также может наблюдаться повышенное слюноотделение во время речи, а при логопедической гимнастике специалист может заметить отклонение языка от средней линии.

Существуют и другие симптомы. Так, у детей с дизартрией зачастую есть сложности с мелкой моторикой, они с большим трудом застегивают пуговицы, не любят рисовать или собирать конструктор. Отмечается также вялость, апатичность ребенка или напротив, его чрезмерная активность и возбудимость.

Симптомы псевдобульбарной дизартрии у детей

Спазм мышц приводит к затруднениею произношения согласных, а в тяжелых случаях и гласных. Какие-то недоступны абсолютно, какие-то заменяются более простыми или искажаются. Ребенок говорит медленно, нечленораздельно, обрывочно, короткими предложениями, без интонации. Голос хриплый, осипший, через нос. Слова нечеткие, звуки в словах смазанные.

При легкой степени дети не способны четко произнести «ж», «ш», «ч», «ц», «р»: это самые сложные для артикуляции звуки. Недостаточно силы голоса для звонких звуков. Также тяжело даются мягкие звуки вследствие проблем с поднятием языка к небу. Нарушено письмо: дети вместо «т» пишут «д», а вместо «ч» пишут букву «ц». В целом правильно понимают структуру слова, грамматику и лексику.

Симптомами псевдобульбарной дизартрии средней тяжести является проблемы с выговариванием гласных. Малыш непонятно говорит звуки «а», «у», «и», «ы». Одни звук смешивается с другим. Расширяется список проблемных согласных: «ч», «ц», «л», «р». Их произносят на выдохе носом с хлюпаньем.

Еще одной особенностью псевдобульбарной дизартрии является нарушение глотания, насильственный смех или плач. Малыш не может контролировать смыкание рта, из-за чего слюна вытекает из углов рта.

Страдает и мимика. Она застывшая, не поддается контролю. Характерны и другие неврологические проблемы: снижение интеллекта, плохая память, нарушение походки, гемипарез.

У детей до года признаками псевдобульбарной дизартрии являются проблемы с сосанием. Возможны затрудненное глотание, из-за чего ребенок поперхивается, кашляет

Родители обычно начинают обращать внимание на отставание речевого развития в 2 – 3 года. Детям тяжело говорить, поэтому они обычно молчат

Отсутствие нормального общения обедняет словарный запас, ухудшает грамматику.

Характерны и психологические нарушения: дети ведут себя обособленно, стараются уединиться.

При грубой неврологической патологии на первый план выходят симптомы основного заболевания. При ДЦП это — парезы, параличи, нарушения тонуса, гиперкинезы, нарушения психомоторного развития, шаткость походки.

Причины появления

В 85 % случаем бульбарная дизартрия развивается в связи с тем, что в нервной системе детей происходят необратимые нарушения, такие, например, как ЦРБ. При таком развитии патологии органические нарушения в головном мозге локализуются еще до того, как ребенок покинет утробу матери, в отдельных случаях это происходит после того, как малыш родится – на первых двух месяцах жизни.

Дизартрия может развиваться и как следствие, если плацента росла с патологиями, а также при стремительных либо, наоборот, затяжных родах, при сопровождении беременности тяжелыми состояниями токсикоза, либо есть мать перенесла инфекционное заболевание в первом триместре беременности.

Для взрослых людей бульбарная дизартрия – это следствие таких причин, как:

  1. травма головного мозга в тяжелой форме;
  2. инсульт;
  3. операции нейрохирургического характера;
  4. возникновение опухолей;
  5. интоксикация различными препаратами и алкоголем;
  6. и так далее, вплоть до болезни Паркинсона.

Диагноз дизартрия у детей: что это такое

Дизартрия – это заболевание, которое характеризуется расстройством речи: нарушены артикуляция, фонация, речевое дыхание, темп, ритм, интонация речи. Она становится невнятной и неразборчивой. Процент детей, у которых могут выявить эту болезнь, раньше равнялся 3-6, теперь это значение увеличивается.

Дизартрия у детей может стать последствием родовой травмы, интоксикации во время беременности у матери, острой инфекции или сопровождать ДЦП.

Общие проявления у больных ребятишек заключаются не только в речевых проблемах, но также и нарушении моторики (крупной и мелкой), проблемах с жеванием и глотанием. Больным малышам сложно совершать простые движения – прыгать, рисовать, лепить. Заболевшим детям тяжело даются любые звуки и слоги, они не могут связать слова между собой, совершают ошибки в применении предлогов.

При этом есть ряд упражнений, выполняя которые самостоятельно и на регулярной основе, родители могут ускорить выздоровление.

Симптомы бульбарной дизартрии

Типична невнятная упрощённая артикуляция. Смычные звуки и вибрант «р» заменяются щелевыми. Звонкие звуки отсутствуют, преобладают глухие. Фонация ударных и безударных гласных усредняется, наиболее сохранен звук «а». Ритмичный паттерн слова грубо искажается. Речевая продукция теряет выразительность, мелодичность, становится монотонной, дисритмичной, смазанной, замедленной. Экспрессивная речь затруднительна и утомляет пациента.

Бульбарная дизартрия сочетается с дисфонией — понижением громкости и звучности голоса. Характерна охриплость и назализация (гнусавость) голоса. Сопутствующим симптомом выступает дисфагия — затруднённое глотание, сопровождающееся попёрхиванием. Вначале возникают проблемы с приёмом жидкостей, которые вследствие пареза мягкого нёба нередко попадают в нос больного. Затем расстройства глотания распространяются на приём твёрдой пищи. Зачастую наряду с бульбарной дисфункцией наблюдается поражение лицевого (VII) нерва, проявляющееся слабостью мимической мускулатуры. При одностороннем поражении отмечается асимметрия лица.

При бульбарной дизартрии может выявляться вариативная общая и очаговая неврологическая симптоматика, соответствующая основному заболеванию. Возможны головные боли, головокружения, тошнота, гемипарез, атаксия, менингеальный синдром. Инфекционно-воспалительные заболевания протекают с повышением температуры тела. В ряде случаев ЧМТ наблюдается «светлый» промежуток, после которого происходит нарастание симптоматики, угнетение сознания пациента.

Бульбарная дизартрия

Понятие «дизартрия» объединяет различные нарушения произносительной стороны речи, сопровождающиеся потерей внятности речевой продукции. Дизартрия, обусловленная поражением бульбарной группы черепно-мозговых нервов, получила в неврологии название бульбарная. Бульбарная дизартрия не является отдельным заболеванием, наблюдается наряду с иными проявлениями поражения бульбарных нервов, симптомами причинной патологии. Болезни подвержены лица любого возраста: от новорожденных до глубоких стариков. У взрослых бульбарная дизартрия наиболее часто возникает после перенесенного инсульта, тяжёлой ЧМТ, в детском возрасте — вследствие нейроинфекций, травм, церебральных опухолей.

Прогноз и профилактика

Исход во многом определяется этиологией заболевания. Корректная терапия со своевременной логопедической поддержкой обеспечивает благоприятный прогноз при возможности купирования причинной патологии. У ряда пациентов остаются резидуальные речевые нарушения. Тяжёлая бульбарная дисфункция может привести к летальным расстройствам дыхания и сердечной деятельности. Наиболее неблагоприятен прогноз при злокачественных новообразованиях мозга, быстро прогрессирующих дегенеративных заболеваниях. Первичная профилактика направлена на предупреждение церебральных поражений травматического, ишемического, инфекционного, онкологического характера. Первостепенное значение имеет коррекция артериального давления, липидного обмена, своевременное лечение цереброваскулярной патологии.

Симптомы

Проявления псевдобульбарной дизартрии можно заметить уже в новорожденном периоде:

  • ребенок напряженно сосет грудь или бутылочку, ему с усилием даются сами движения;
  • возникает быстрая утомляемость во время кормления;
  • малышу свойственны частые поперхивания и срыгивания.

В дальнейшем формируется тихий неразборчивый лепет. Мимика вялая. Наблюдается резкая смена тонуса артикуляционной мускулатуры: от чрезмерного напряжения до полного расслабления. Развитие речи запаздывает.

Первые слова появляются после 2,5 лет и сопровождаются нарушением ритма дыхания. Ребенок разрывает фразы короткими вдохами, виной тому повышенный тонус мышц грудной клетки.

Малыш разговаривает чаше односложными или двусложными словами. Большинство звуков дается с напряжением, при этом простейшие рефлексы: зевание, плач, улыбка, облизывание губ выполняются легко.

Дисбаланс между произвольными и рефлекторными движениями – характерная черта псевдобульбарной дизартрии.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от локализации бульбарной дизартрии, степени выраженности дефекта. Клинически выраженная патология ограничивает коммуникативные навыки, не позволяет ему общаться с другими ребятами. Ребенок избегает компаний, общения, боится находиться в коллективе.

В дальнейшем, если не предпринимать никаких действий и не провести коррекцию, такие нарушения ведут к социальной дезадаптации. Возможны даже психические нарушения, депрессия, апатия, глубокие комплексы, для устранения которых нужно будет привлекать соответствующего специалиста.

Дисфагия — поперхивания, приводят к затеканию пищи в дыхательные пути, что становится причиной пневмонии. Если локализация бульбарной дизартрии — мышцы гортани, возможны асфиксия.

Когда у пациента поражение продолговатого мозга прогрессирует, развивается бульбарный паралич — опасное состояние, при котором в патологический процесс вовлекаются дыхательный и сердечно-сосудистый центры.

При своевременной и адекватной терапии, отсутствии грубых неврологических нарушений вы скоро увидите результат. Ребенок начнет разговаривать выразительно, понятно для окружающих. В более сложных ситуациях, когда причиной речевых расстройств является тяжелая патология головного мозга, потребуется больше времени, но добиться прогресса в лечении можно, хотя речевые нарушения полностью устранить в этой ситуации невозможно.

Неблагоприятный прогноз при бульбарном параличе, злокачественных новообразованиях и дегенеративных заболеваниях головного мозга.

Профилактика начинается в период планирования беременности. Будущей маме следует исключить все факторы, которые приводят к поражению головного мозга: интоксикации, травмы, вредные привычки. Следует осознанно подойти к выбору метода родоразрешения. В раннем возрасте следите за развитием малыша, если возникнут сомнения — проконсультируйтесь в врачом.

Если вы проходите курс лечения на дневном стационаре — дома не упускайте возможность позаниматься. Попросите вашего логопеда показать вам упражнения, массажные движения, и выполняйте всё это дома самостоятельно.

Описание заболевания

Псевдобульбарная дизартрия – это нарушение речевого аппарата, причиной которому является паралич, поражающий артикуляционные мышцы. Они постоянно находятся либо в гипотонусе – расслаблены, либо в гипертонусе – чрезмерно напряжены. Это происходит из-за разрыва пирамидного пути, поэтому влияние коры головного мозга на сегменты спинного мозга нарушается.

Нарушение связи речевого аппарата с ЦНС приводит к сбою работы мышц, отвечающих за воспроизведение звуков. Проблемы с речедвигательным анализатором возникают при двухстороннем поражении корково-ядерных путей, соединяющих ядра бульбарных нервных окончаний.

Говоря простым языком – это заболевание, при котором ребенок физически не может выговаривать отдельные звуки и даже слова, полноценно выражать свои эмоции. Обычно это проявляется следующим образом:

  • быстрая или слишком медленная речь;
  • неразборчивое произношение;
  • недоговаривание окончаний слов;
  • искаженное произнесение звуков либо замена их другими;
  • неестественная малоподвижность мышц нижней части лица;
  • приоткрытый рот
  • непроизвольное вытекание слюны.

Развивается патология при общих поражениях ЦНС различной тяжести, к примеру, детском церебральном параличе. Изменения проявляются у малышей раннего возраста, главным образом, в расстройствах сосания, жевания, глотания, нарушениях дыхательной функции. Это зависит от формы заболевания.

Характерным дифференциальным признаком развития псевдобульбарной дизартрии является именно двухстороннее паралитическое поражение мышц языка, неба, гортани. Как результат, наблюдается ограничение движений, артикуляции и фонации.

В некоторых случаях, при двухстороннем парезе, степень поражения одной стороны органа может преобладать над другой. Иногда сохраняется целый ряд непроизвольных движений, тогда как произвольные просто выпадают.

Возможные осложнения

Бульбарная дизартрия у взрослых нередко приводит к социальной изоляции. Из-за трудностей с произношением звуков человек начинает избегать общения с людьми. Пациент осознает свой дефект речи. Это может стать причиной депрессии и невротических расстройств.

Однако психологические проблемы — далеко не единственное негативное последствие бульбарной формы дизартрии. Эта патология может крайне отрицательно сказаться на физическом здоровье и спровоцировать следующие осложнения:

Аспирационную пневмонию. Вследствие дисфагии пища часто попадает в дыхательные пути. Это может привести к воспалению легких.
Паралич мышц гортани. Из-за нарушения иннервации мускулатура гортани может оказаться полностью обездвижена. Это приводит к серьезным расстройствам дыхания и даже к удушью.
Бульбарный паралич. Это наиболее опасное осложнение. Оно возникает при поражении ядер бульбарных нервов, которые расположены в продолговатом мозге. Паралич может распространяться на дыхательный и сердечно-сосудистый центр, что приводит к гибели пациента.

Если данная патология возникла у ребенка дошкольного возраста, то это может отрицательно сказаться на его психическом развитии. Дисграфия и дислексия — довольно частые последствия дизартрии у детей. Что это за нарушения? При дисграфии ребенок с большим трудом овладевает письмом, а при дислексии возникают проблемы с чтением. Это связано с тем, что у таких детей затруднена мелкая моторика и восприятие информации.

Симптомы

Клиническая картина мозжечковой дизартрии характеризуется несколькими синдромами. Наиболее выражены из них следующие:

  • Патологии просодической системы (предложения разбиваются на короткие фразы, неправильное ударение в словах, ненормированная длительность слогов, отсутствие у речи мелодичности).
  • Нарушение речевого дыхания, голоса и артикуляции.
  • Сложности с автоматизацией произношения.
  • Очаги органических нарушений в мозге.

Этого плана придерживаются специалисты для определения вида речевого нарушения и тяжести состояния. При мозжечковой дизартрии объективно определяется:

  • По неврологическому статусу — гипотонус мышц артикуляционных органов, ограничение подвижности языка и его тонкость, трудности в удержании и формировании правильной позы для произношения звука, мозжечковая атаксия.
  • По состоянию артикуляционного аппарата — паретичное мягкое нёбо, тремор языка и отсутствие точности в его движениях, снижение подвижности артикуляционных органов, их дискоординация, вялость мимики.
  • По речевому статусу — неразборчивая медленная речь скандированного характера, патологические ударения в словах, падающая интонация к концу предложения.

Выраженность симптомов может быть различной. Иногда у пациента отмечается только невнятное произношение, но нередки замены и искажения звуков. Речь человека похожа на вторую стадию алкогольного опьянения. Реже патология сопровождается тотальным параличом артикуляционного аппарата. Это состояние называют анартрией. Дизартрия бывает лёгкой (пациент может произносить звуки или слоги), средней (больные способны на голосовые реакции) и тяжёлой (речь отсутствует целиком).

По степени выраженности заболевания его делят на несколько стадий:

  1. Речевые патологии заметны только специалистам.
  2. Пациент способен понятно разговаривать, но нарушения произношения видны даже непрофессионалам.
  3. Понимать больного способны только близкие люди, а остальные могут примерно догадываться о содержании беседы.
  4. Пациент не способен вести разговор, или его речь не могут разобрать даже родственники.

При установлении диагноза определяется и уровень проявлений. Это нужно для определения плана коррекции и составления прогнозов. Чем легче форма, тем больше у пациента шансов на восстановление речи.

Описание патологии

Под термином «дизартрия» врачи подразумевают любые нарушения речи. Эти расстройства могут иметь различное происхождение. При бульбарной дизартрии очаг поражения образуется в области IX, X и XII пар черепно-мозговых нервов. Именно они иннервируют речевой аппарат. Их также называют бульбарными нервами.

Этот отдел нервной системы подразделяется на 3 части:

  1. Языкоглоточный нерв (IX пара). Иннервирует область глотки.
  2. Блуждающий нерв (X пара). Его ответвления распространяются на мышцы глотки, неба и верхней части дыхательных путей.
  3. Подъязычный нерв (XII пара). Отвечает за иннервацию мускулатуры языка.

При бульбарной дизартрии возникает повреждение этих структур. В результате у больного ослабевают и атрофируются мышцы глотки, языка и гортани. Речь становится нечеткой, а голос теряет звучность.

При повреждении блуждающего нерва мягкое небо обвисает, и воздух при артикуляции звуков выходит через нос. Это приводит к появлению гнусавости. Если нарушена иннервация глоточной мускулатуры, то пациент испытывает затруднения с проглатыванием пищи и жидкости.

У больного человека утрачиваются связи между отделами ЦНС и мускулатурой ротовой полости. Движения языка и губ становятся нескоординированными, из-за этого больному очень трудно разговаривать. При общении с пациентом можно заметить малую подвижность мышц лица и повышенное выделение слюны.

Причины появления

К ключевым причинам, которые ведут к появлению псевдобульбарной дизартрии, относится описанное выше поражение кортикобульбарного пути. Ведь именно по нему проходят сигналы от мотонейронов к следующим нервам:

  • тройничному;
  • подъязычному;
  • лицевому;
  • языкоглоточному.

Они располагаются в продолговатом мозге, а именно в бульбарном отделе.

То есть, когда повреждаются нервные волокна, то происходит это по следующим причинам:

  1. Васкулярный характер заболевания.
  2. Либо это связано с демиелинизацией волокон нервных, а точнее их оболочки.

К васкулярным причинам развития заболевания специалисты относят следующие:

  • мозговой двухсторонний инфаркт по типу инсульта ишемического;
  • дегенерация клетки, прогрессирующая из-за наследственной формы заболевания. Данный патогенез связан с мутированием гена Notch 3 на девятнадцатой хромосоме.

Понятие псевдобульбарной дизартрии, разновидности, причины возникновения

Псевдобульбарная дизартрия в детском возрасте – это патология, которая вызвана двухсторонним параличом артикуляционного аппарата по причине повреждения проводящих путей, подходящих к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. Так как перекрест путей в головном мозге от этих ядер не полный, при одностороннем повреждении путей у пациента не наблюдается клиники псевдобульбарной дизартрии. Причинами заболевания могут быть травмы во время родовой деятельности, длительные гипоксические состояния на этапе вынашивания и родовспоможения, инфекционные поражения мозговой ткани.

Этиология болезни:

  • Гипоксические состояния – заболевание вызывает длительная гипоксия на всем протяжении вынашивания или в родах. Гипоксию во время вынашивания плода провоцируют отслойка плаценты, хронические заболевания матери (диабет, гипертония, гипотония и другие), повышенный тонус матки. Гипоксическое повреждение мозга во время родов часто вызвано очень длительными родами (более 12 часов), слабостью родовой деятельности, асфиксией, обвитием пуповины.
  • Травмы головы. Травмы дети часто получают в родах во время неправильного оказания пособия по родовспоможению: использование акушерских щипцов, вакуум-экстрактора, приема физического давления на живот акушером, излишней стимуляции родовой деятельности. Травмы на протяжении жизни возникают во время падений, ударов по голове, автомобильных аварий.
  • Внутриутробные инфекции и нейроинфекции (энцефалит, нейросифилис, туберкулез).
  • Дегенеративные процессы в мозговой ткани – лейкодистрофия, прогрессирующий надъядерный паралич.
  • Онкопатологии.

Псевдобульбарная разновидность дизартрии подразделяется на несколько видов в зависимости от степеней тяжести и форм патологии. Классификация заболевания имеет большое значение при постановке диагноза. В диагнозе обязательно пишут степень тяжести и форму болезни.

Степени тяжести патологии:

  • Легкая.
  • Средняя.
  • Тяжелая.

Псевдобульбарная дизартрия может также подразделяться на спастическую, стертую, паретическую, смешанную форму болезни. Спастическая форма отличается спазмом мускулатуры. Паретическая разновидность проявляется парезом языка, щек, мимических мышц. Смешанная − имеет несколько признаков (спастической и паретической форм). Стертая форма проявляется скрытым или неярко выраженным течением патологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector