Расстройства памяти — виды, причины и способы лечения

Синдромы нарушения памяти

Нарушения памяти бывают самые разнообразные и могут сочетаться с другими поражения высших мозговых функций. Выделяют такие синдромы нарушения памяти:

  • Корсаковский синдром. Нарушается преимущественно способность к фиксации текущих событий. Другие высшие функции головного остаются неизменными или страдают незначительно, отсутствуют выраженные поведенческие нарушения. В основном, развивается вследствие алкоголизма, травм и опухолей головного мозга.
  • Деменция. Резко нарушаются процессы как кратковременной, так и долговременной памяти. Одновременно страдает абстрактное мышление и разрушается целостность личности. Развивается из-за возрастных изменений мозгового кровоснабжения и вследствие болезни Альцгеймера.
  • Синильные нарушения памяти. Выраженные нарушения памяти в старческом возрасте, превышающее пределы нормы для определенного возраста. Однако при нем страдает только функции памяти, но не наступает выраженной социальной дезадаптации.
  • Дисметаболические энцефалопатии. Возникают при хронической легочной, печеночной и почечной недостаточности, длительных гипогликемиях. Также вызывается вследствие глубоких гиповитаминозов и интоксикаций. Имеет доброкачественное течение и при устранении провоцирующего фактора самостоятельно регрессирует.
  • Психогенные нарушения памяти. Сочетаются с нарушением памяти и интеллектуальной работоспособности. Возникают как следствие тяжелых форм депрессии. При адекватном лечении депрессии также поддаются регрессии.
  • Преходящие нарушения памяти. Кратковременное расстройство памяти («провалы» памяти), при котором утрачиваются только воспоминания об определенном промежутке времени. Других нарушений высших функций мозга не наблюдается. Возникают вследствие черепно-мозговых травм, эпилепсии, злоупотребления алкоголем.

Основные причины

Причины могут быть самыми разнообразными. Самая частая, по данным статистических исследований, это астенический синдром. Так называют комплекс симптомов: психоэмоциональное напряжение, эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, признаки депрессии. Вторая по частоте причина — это последствия каких-либо заболеваний.

Но существует ряд других факторов, которые могут привести к нарушениям памяти:

  • Иные астенические состояния: стрессовые ситуации, переутомление.
  • Чрезмерное употребление алкоголя. Приводит к соматическим нарушениям, структурным изменениям мозга.
  • Болезни, связанные с патологиями кровообращения в головном мозге.
  • Травмы головы.
  • Опухоли, локализованные в тканях головного мозга.
  • Патологии психиатрического профиля.
  • Врожденные нарушения интеллекта — как генетические, так и связанные с родовыми травмами.
  • Нарушение обмена веществ.
  • Хроническая интоксикация (например солями тяжелых металлов)

Соответственно, лечение в каждом случае специфическое, а диагностика требуется тщательная, так как причин множество.

Общие сведения

Память является ключевым психическим процессом, обеспечивающим возможность накопления и передачи опыта, познания окружающего мира и собственной личности, приспособления к изменяющимся условиям. Жалобы на снижение памяти наиболее распространены среди пациентов неврологического и психиатрического профиля.

Расстройства данной группы регулярно выявляются у 25-30% людей молодого и среднего возраста, у 70% пожилых. Выраженность нарушений варьируется от незначительных функциональных колебаний до стабильных и прогрессирующих симптомов, препятствующих социальной и бытовой адаптации. В возрастной группе 20-40 лет превалируют астено-невротические синдромы, носящие обратимый характер, у больных старше 50 лет ухудшение памяти часто обусловлено органическими изменениями в головном мозге, ведущими к стойкому когнитивному дефициту и плохо поддающимися лечению.

Расстройства памяти

Психические болезни у детей

Детские психические болезни лечатся психиатрами, специализирующимися на лечении детей

Это важно, так как проявляются психические расстройства у детей особенным образом из-за стрессовых ситуаций (школа, ссоры в семье, агрессия из телевизора, просмотр ужастиков и боевиков, увлечение компьютером). Тяжелые психические расстройства наблюдаются даже у подростков; при этом повышается вероятность возникновения наркотической и алкогольной зависимостей. Ситуацию в детской психиатрии усложняет и тот факт, что у современных подростков модно отличаться от основной массы: многие из них всерьез задумываются, как получить психическое расстройство (яркий пример – увлечение анорексией у девочек и мальчиков-подростков), чтобы отличаться от сверстников

Ситуацию в детской психиатрии усложняет и тот факт, что у современных подростков модно отличаться от основной массы: многие из них всерьез задумываются, как получить психическое расстройство (яркий пример – увлечение анорексией у девочек и мальчиков-подростков), чтобы отличаться от сверстников.

Детские психические заболевания, которые встречаются наиболее часто, – это задержка психического и речевого развития. Причинами обычно становятся патологии беременности, нарушение течения родов, употребление табака, алкоголя и наркотических средств беременной и кормящей матерью, а также недоношенность ребенка и аномалии хромосомного характера (как синдром Дауна).

  • детский аутизм – социальная отгороженность;
  • синдром Дауна;
  • гиперактивность;
  • умственная отсталость различной степени выраженности;
  • шизофрения и другие нарушения, связанные с личностными особенностями.

Существуют первые признаки психических заболеваний у детей детского возраста, которые позволяют обратить внимание на ребенка, пока заболевание не переросло в сильное психическое расстройство. Признаками являются непослушание, неадекватные реакции на замечания со стороны взрослых людей, низкая успеваемость в обучении. Эти первые признаки психического расстройства должны быть поводом для обращения к врачу

Так вы будете знать, как называется психическая болезнь вашего ребенка, и сможете найти информацию о том, как дальше воспитывать ребенка

Эти первые признаки психического расстройства должны быть поводом для обращения к врачу. Так вы будете знать, как называется психическая болезнь вашего ребенка, и сможете найти информацию о том, как дальше воспитывать ребенка.

Каковы симптомы туберкулеза? Чего следует действительно опасаться? Об этом можно прочитать здесь. О том, какие меры необходимо принимать, чтобы не заразиться гепатитом С, читайте здесь.

Симптоматика

Общая симптоматика для большинства видов:

  • спутанность сознания;
  • забывчивость;
  • неспособность воспроизводить в памяти происходившие ранее события или заученную информацию;
  • социальная дезадаптация;
  • растерянность;
  • аутизм, ригидность нервной системы.

Если нарушения обусловлены какими-то соматическими или психическими заболеваниями, они сопровождаются симптоматикой, характерной для них.

Нередко происходит наложение друг на друга нарушения разных высших психических функций, что также проявляется различными отклонениями. Например, часто идут рука об руку нарушения памяти и…

  • … мышления: если человек не обладает высокими умственными способностями, ему трудно запоминать информацию, особенно ярко это видно при слабоумии и олигофрении, когда диагностируются явные проблемы с памятью;
  • … внимания: неустойчивая, замедленная или недостаточная концентрация приводит к тому, что информация не запоминается.

Нужно иметь в виду, что каждое отдельное расстройство характеризуется специфической клинической картиной.

Проверка памяти средствами Windows

Если ОС Windows обнаруживает возможные проблемы, связанные с памятью компьютера, то отображается приглашение на запуск средства диагностики памяти. Предусмотрены два варианта запуска средства диагностики памяти

Важно: Сохраните файлы и закройте все приложения перед выбором первого варианта. Средство диагностики памяти будет запущено автоматически после перезагрузки Windows

Этому средству может понадобиться несколько минут для завершения проверки памяти компьютера. После завершения теста происходит автоматическая перезагрузка Windows. Если средство диагностики обнаруживает ошибки, то необходимо обратиться к производителю компьютера для получения сведений об устранении этих ошибок, поскольку ошибки памяти обычно указывают на проблемы с микросхемами памяти в компьютере или на другие проблемы с оборудованием.

Запустить Средство проверки памяти Windows можно и вручную. Есть два способа это сделать:

  1. Пуск — Панель управления — Администрирование — Средство проверки памяти Windows
  2. Пуск — Выполнить и ввести mdsched жмем ОК.

Когда выбрали «Выполнить перезагрузку и проверку», после перезагрузки, при запуске Средства диагностики памяти нажмите клавишу F1. Для опытных пользователей предоставляются дополнительные параметры диагностики:

  1. Набор тестов

    • простой
    • стандартный
    • расширенный
  2. Кэш

    • По умолчанию
    • Вкл или Выкл
  3. Количество проходов

Для запуска теста нажмите клавишу F10. Необходимо учитывать, чем сложней тест, тем дольше идет проверка. После проверки и загрузки системы в трее появится значок «Средство проверки памяти Windows».

Что такое память?

Под памятью понимается особая способность человека по запоминанию и воспроизведению информации, отражающей реальность в виде конкретных навыков и знаний. Механизм этого процесса до конца не изучен. Установлено, что при запоминании в головном мозге формируются нейронные связи, которые обладают разным уровнем стабильности.

Память в зависимости от подхода к ее классификации подразделяется на:

  • кратковременную и долговременную;
  • механическую и ассоциативную.

Память формируется в ходе следующих процессов:

  • регистрация (запечатление);
  • ретенция (сохранение);
  • репродукция (воспроизведение).

Расстройства памяти бывают разнообразными. Чаще всего они возникают на фоне патологических изменений и являются необратимыми. Однако в некоторых случаях расстройства памяти развиваются вследствие психических нарушений, вызванных определенными заболеваниями или, например, стрессовыми ситуациями. В таких случаях существует высокая вероятность полного восстановления этой способности организма.

Нарушения памяти могут возникнуть в ходе любых вышеназванных процессов. Причем выяснить, когда в действительности патологические изменения привели к расстройству этой способности, удается крайне редко.

Главной причиной возникновения расстройств является астенический синдром, развивающийся на фоне эмоционального перенапряжения и/или при стрессовых ситуациях. Также подобные нарушения развиваются в процессе восстановления организма после ряда соматических патологий.

Немалую роль в развитии расстройств памяти играют:

  1. Органическое поражение головного мозга. Причины его возникновения также многообразны. Это могут быть механические травмы органа или опухолевые процессы, протекающие непосредственно в головном мозгу. Тяжесть расстройств определяется в зависимости от характера поражения.
  2. Сезонный гиповитаминоз. Он вызывает общую астению.
  3. Пристрастие к спиртному. Алкоголь снижает интеллектуальные способности человека, нарушает внутреннюю структуру и нейронные связи головного мозга. Кроме того, спиртные напитки разрушают печень, что вызывает сильную интоксикацию организма и гиповитаминоз.
  4. Нарушение кровотока в мозгу острого или хронического характера. Вызвать проблемы с кровообращением могут множество заболеваний типа атеросклероза, инсульта, спазма сосудов и так далее. Возрастные изменения, происходящие в организме, также могут привести к нарушению кровоснабжения.
  5. Деменция, или приобретенное слабоумие. Это заболевание преимущественно развивается у людей пожилого возраста и характеризуется снижением интеллектуальных способностей.
  6. Болезнь Альцгеймера.
  7. Генетические нарушения, проявляющиеся в виде умственной отсталости.

Однако при таком нарушении выявляют симптомы, характерные для других типов рассматриваемой патологии.

Что поможет восстановить память?

Важно осознавать, что при любых подозрениях на опасные нарушения памяти и внимания следует обратиться за медицинской консультацией, пройти  все необходимые диагностические процедуры и тесты. Найти и устранить провоцирующий фактор, будь то стресс, депрессия, психические или органические расстройства, а также назначить адекватное лечение может только лечащий врач. Для восстановления памяти при психических или физиологических заболеваниях применяют различные лекарственные препараты, физиотерапию, а потеря памяти и концентрации внимания после пережитого стресса и психических травм эффективно восстанавливается методами психокоррекции

Для восстановления памяти при психических или физиологических заболеваниях применяют различные лекарственные препараты, физиотерапию, а потеря памяти и концентрации внимания после пережитого стресса и психических травм эффективно восстанавливается методами психокоррекции.

Кроме этого специалисты рекомендуют проводить тренировку памяти и внимания с помощью специальных упражнений. В этом могут помочь различные настольные игры, кроссворды, чтение информационных текстов, заучивание наизусть стихотворений. У всех людей память ослабевает с возрастом, но каждый человек в силах повлиять на то, чтобы нормальное функционирование памяти сохранялось как можно дольше. Для этого необходимо, в первую очередь, следить за насыщением крови кислородом, гулять на свежем воздухе, проветривать жилые и рабочие помещения, выполнять дыхательные упражнения. А если к этому добавить хороший сон, правильное питание, тренировки для ума, отказ от вредных привычек, то риск развития проблем с памятью снизится многократно.

Что такое нарушение памяти?

Нарушение памяти такое же неприятное явление, как и потеря полноценной функциональности других областей мозга. Ведь память отвечает за укрепление, усвоение и воспроизведение информации. Как человек будет жить, если он не сможет чего-то вспомнить либо его воспоминания вообще исчезнут? Нарушением памяти называется симптом, при котором человек не способен запоминать и воспроизводить конкретные виды информации.

Делят две формы нарушения памяти:

  1. Качественная – когда человек не запоминает события, начинает их выдумывать.
  2. Количественная – когда человек мало или много информации не способен запомнить по сравнению в естественной способностью памяти.

Существует множество причин развития нарушения памяти. В связи с этим в одних случаях память можно восстановить, а в других нет.

К примеру, очень многие люди становятся забывчивыми в результате сильного переутомления, злоупотребления лекарствами или алкоголем, длительной работы при отсутствии отдыха, поглощения большого количества информации, в состоянии болезни и даже депрессии. Если человек плохо себя чувствует, тогда он становится менее способным запоминать и тем более воспроизводить информацию.

Однако есть состояния, которые уже невозможно обратить полностью, а сам процесс лечения будет очень долгим. Так, известная форма нарушения памяти – деменция – еще сопровождается снижением мыслительной деятельности.

Прежде чем переходить к лечению, необходимо выяснить причины развития нарушения памяти. Если человек здоров на всех уровнях, тогда ему просто рекомендуется отдых от повседневных дел. Если человек начал терять память в результате депрессии, тогда рекомендуется помощь психолога, который будет устранять причину (проблему, из-за которой развилась депрессия), а не восстанавливать память (которая восстановится сразу же, как будет устранена депрессия).

Если же причиной нарушения памяти являются различные физиологические заболевания, тогда лечением занимаются врачи. Память может восстановиться, а может и навсегда остаться утерянной.

Признаки развития нарушений памяти

Могут появляться в одночасье, а могут развиваться практически незаметно

То, как прогрессирует заболевание, важно для диагностики

Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты.

По количеству выделяют такие симптомы:

    • Амнезия. Так называется полное забывание событий какого-либо временного периода. Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний.
    • Гипермнезия. Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации.
    • Гипомнезия. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти.

Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти:

    • Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени.
    • Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации.

Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний:

    • Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события.
    • Удаление событий, компрометирующих человека.

Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное. В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему.

Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей:

    • Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени.
    • Замещение собственных воспоминаний вымышленными, никогда не существовавшими в реальности и объективно невозможными.
    • Замещение собственных воспоминаний ситуациями и фактами, почерпнутыми из СМИ, где-либо услышанными — то есть реальными, но не принадлежащими конкретным людям или пациенту.

Еще одно необычное нарушение связано с восприятием реального времени как чего-то такого, что происходило в прошлом

Так как бывает чрезвычайно важно разобраться, какие именно нарушения есть у пациента, ему приходится долгое время работать с психиатром даже при отсутствии психического заболевания — это необходимо для объективного распознавания симптоматики и постановки верного диагноза

Терапия негативных отклонений памяти

Чтобы выбрать верную тактику лечения в каждом случае, нужно обязательно найти и выявить причины проблемы. Часто само ослабление процессов запоминания и памяти — прямое следствие психических и соматических состояний и отклонений, поэтому медицинская коррекция нарушений мозговой деятельности происходит одновременно с правильной терапией первичных заболеваний.

Обычно подобные отклонения лечатся продолжительно, а в редких случаях даже до конца жизни.

Самолечение в таких ситуациях категорически недопустимо, потому что опасные болезни, сопровождаемые сбоями памяти, распознаются только специалистами. Вот почему при их обнаружении нужно обращаться к врачу, который диагностирует главную проблему, назначит правильное лечение, что в дальнейшем предотвратит прогрессирование серьезных стадий слабоумия.

В каждой подобной терапии используют коррекционные мероприятия, которые направлены на нормализацию и улучшение функций головного мозга.

Что сделать для профилактики нарушений?

Плохая память не лечится лекарствами, но ее можно значительно улучшить, если вы сами в этом серьезно заинтересованы.

  1. Исключите вредные привычки из своей жизни, займитесь доступным видом спорта, регулярно обращайтесь к доктору для лечения возникающих соматических заболеваний: нарушение памяти и здоровое тело — не совместимы.
  2. Сознательно и разумно соблюдайте режим работы и отдыха.
  3. Здоровый сон с нормальной продолжительностью – основа качественной деятельности головного мозга, поскольку именно в состоянии сна мозг продолжает сортировку поступившей за период бодрствования информации и фиксирует ее в долгосрочной памяти. Если же человек страдает бессонницей и отсутствием полноценного сна, то нарушения памяти неизбежны.
  4. Пересмотрите питание. Включите в ежедневный рацион блюда из жирных сортов морской рыбы, содержащие полезный легкоусвояемый йод и полиненасыщенные жирные кислоты, а также омега-3, которые улучшают интеллектуальные способности. Кроме того, полезны свежие сезонные овощи, блюда из цельнозерновых злаков, тыквенные семечки и различные виды орехов.
  5. Придерживайтесь питьевого режима, потому что обезвоживание отрицательно влияет на функционирование нервной системы человека.
  6. Выделите время для ежедневных интеллектуальных занятий, читайте художественную литературу, отгадывайте различные виды кроссвордов, выполняйте упражнения для улучшения памяти, и ваши усилия увенчаются успехом.
  7. Заведите новые полезные привычки для тренировки памяти. Например, запоминайте номера телефонов или заучивайте наизусть стихи.

Лечение расстройств памяти — сложный процесс, но при качественной диагностике и правильной терапии можно существенно замедлить их прогрессирование. Поэтому, как только у вас или у ваших близких появляются проблемы с памятью, не откладывайте визит к врачу, ведь они сопровождают большое количество неврологических болезней.

Проверенная народная мудрость гласит, что тот, кто не пользуется памятью, может очень скоро ее потерять. Если хотите встретить свою зрелость с хорошо функционирующим головным мозгом, без нарушений памяти, способным ясно мыслить и вовремя вспоминать важную информацию, — нагружайте его, выполняйте рекомендации докторов, и ваша память будет для всех предметом зависти.

Симптомы

Симптоматика расстройств запоминания у детей отличается от взрослой. Так, при нарушении сознания (сумеречное помрачение, онейроид, сопор, кома, аменция) воспоминания полностью вытесняются – тотальная амнезия.

У взрослых алкогольный палимпсест (выпадение событий во время употребления алкоголя) возникает на фоне хронического алкоголизма. У подростков палимпсест наступает в первое алкогольное опьянение.

Ретроградная амнезия выражена слабо. Обычно вытесняется очень короткий эпизод перед острым периодом заболевания.

Чаще всего у детей наблюдается дисмнезия. Это ухудшение запоминания, хранения и воспроизведения. В большей степени нарушается способность запоминать и воспроизводить недавние события: информация из учебников или прочитанных книг, фильмов. Дисмнезия выявляется преимущественно у школьников.

Возможны преходящие нарушения – сниженный объем зрительной памяти детей на фоне цереброваскулярных нарушений. Устойчивое снижение процессов запоминания развивается при психоорганических патологиях: черепно-мозговой травме, дисциркуляторной энцефалопатии, гидроцефалии, олигофрении.

Качественные нарушения – парамнезии – у маленьких пациентов практически не изучены. Нет данных о том, как конфабуляции, псевдореминисценции и криптомнезии протекают у больного ребенка. У детей может встречаться корсаковский синдром (фиксационная амнезия, дезориентация), который может включать псевдореминисценции.

У детей развита фантазия. Поэтому у них могут возникать конфабуляции – воспоминания, которых никогда не было. Ложные воспоминания обычно содержат фантастические сцены, облагороженные множеством деталей.

Классификация нарушений памяти в психологии ↑

Большинство людей даже не подозревают, какая обширная классификация нарушений существует в психологии. Изначально выделяют три основных расстройства, которые далее имеют свою градацию:

  • амнезия;
  • гипомнезия;
  • парамнезия.

Гипермнезия, является противоположным нарушением, при котором, наоборот, наблюдается усиленная память. Часто носит врождённый характер, характеризуется болезненным усилением памяти, возможностью хранения информации в значимо большем количестве, чем общепринято. Например, человек с гипермнезией может помнить в мельчайших деталях события, произошедшие с ним очень давно, а также различные даты, имена и т.д.

Амнезия, более знакомая для многих терминология, характеризуется отсутствием памяти. У человека происходят выпадения из памяти происшествий, воспоминаний, которые с ним произошли до момента возникновения амнезии. Например, подобная ситуация может возникнуть в результате черепно-мозговой травмы, отравлением газом, после психоза и др.

Амнезия в психологии имеет несколько подвидов:

  • ретроградная — нарушение памяти, характеризующееся невозможностью воспроизвести информацию, полученную до момента возникновения амнезии;
  • антероградная амнезия — невозможность воспроизведения информации, полученной после нарушения сознания;
  • антероретоградная амнезия включает в себя проблемы с воспроизведением событий до и после нарушения.

Помимо этого, на фоне различных патологических состояний выделяют такое нарушение памяти,

Парамнезия, состояния, при котором возникают искаженные или ложные воспоминания. Их разделяют на конфабуляции и псевдореминисценции. В первом случае, происходит заполнение пробелов в памяти несуществующими событиями. Больной рассказывает выдуманные истории, при этом происходит это помимо воли самого человека. Он не нарочно пытается обмануть собеседников, он в действительности верит в свой рассказ. Конфабуляции часто возникают на фоне психических расстройств и при алкоголизме.

Псевдореминисценции — это искаженные воспоминания. Возможно в действительности когда-то давно, больной переживал, эти события или участвовал в них косвенно или даже во сне их видел. Такое патологическое состояние зачастую наблюдается в старческом возрасте.

Разбираемся со следствиями

Что же делать с тем фактом, что ошибки памяти регулярно возникают, память может нас подвести – и это, в общем-то является нормой ее функционирования? Попробуем выделить самые важные шаги:

Определить приоритеты.
На самом деле, далеко не вся информация, хранящаяся у нас «в голове», нуждается в точном и детальном воспроизведении. Нет ничего плохого в том, чтобы слегка приукрасить, скажем, романтические воспоминания о знакомстве с будущим супругом – а вот содержание важных деловых переговоров лучше помнить максимально подробно.

Использовать внешние опоры.
Для точной фиксации нужной информации можно использовать самые разные средства: мнемотехники (специальные приемы, позволяющие структурировать сложную в восприятии информацию в виде рифмованной фразы или яркого образа), аудио- и видеозапись, заметки в блокноте или в мобильном приложении. Все это позволяет «освежить» воспоминания в тот момент, когда они понадобятся, в первоначальном виде.

Тренировать мыслительные навыки.Регулярные, но при этом не запредельные умственные нагрузки – отличный способ профилактики «возрастной» забывчивости. Их содержание зависит от интересов и приоритетов самого человека: кому-то нравится решать на досуге шахматные задачи, кому-то – изучать новые языки, а для кого-то научное или техническое творчество и вовсе является профессией

Важно, однако, помнить, что длительное напряжение без отдыха чревато прямо противоположным результатом: «перегруженный» рабочими задачами мозг включает механизм «запредельного торможения», которое резко снижает способности к концентрации внимания, запоминанию и воспроизведению информации.

Впрочем, польза перечисленных действий не только в том, чтобы защитить воспоминания от когнитивных искажений

Умение выделять важное, структурировать информацию и фиксировать ее вспомогательными средствами и грамотно распределять время между физической и умственной активностью и отдыхом помогает предотвратить ошибки памяти, оставаться не только в твердой памяти, но и в здравом уме. А это, согласитесь, редко бывает лишним

Ссылки:

  1. Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия: Учебник. – М.: Медицинское информационное агентство, 2012. – 832 с.
  2. Schacter D. L., Kagan J., Leichtman M. D. True and false memories in children and adults: A cognitive neuroscience perspective // Psychology, Public Policy, and Law. – 1995. – V. 1. – № 2. – P. 411-428.
  3. Devitt A. L., Schacter D. L. False memories with age: Neural and cognitive underpinnings // Neuropsychologia. – 2016. – Т. 91. – С. 346-359.
  4. Вартанов А. В. и др. Память человека и анатомические особенности гиппокампа // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2009. – № 4. – С. 3-16.
  5. Международная классификация болезней МКБ-10. Электронная версия. – URL: www.mkb10.ru
  6. Frenda S. J. et al. Sleep deprivation and false memories // Psychological Science. – 2014. – V. 25. – № 9. – P. 1674-1681.
  7. Макрэйни Д. Психология глупостей. Заблуждения, которые мешают нам жить. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. – 344 с.
  8. Основы психофизиологии: учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. – М.: Инфра-М, 1997. – 349 с.
  9. Белов В. Г., Бирюкова Г. М., Федоренко В. В. Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека // Гуманизация образования. – 2009. – №. 3. – С. 66-72.
  10. Декатова К.И. Роль гештальта в процессе смыслообразования знаков косвенно-производной номинации // Acta Linguistica. – 2007. – Т. 1. – № 1. – С. 63-68.
  11. Dalgleish T. et al. Patterns of processing bias for emotional information across clinical disorders: A comparison of attention, memory, and prospective cognition in children and adolescents with depression, generalized anxiety, and posttraumatic stress disorder // Journal of clinical child and adolescent psychology. – 2003. – V. 32. – № 1. – P. 10-21.

Нарушение памяти у детей

У детей постановка диагноза затруднена еще сильнее. Это связано с тем, что нарушения памяти могут проявляться вследствие врожденных заболеваний или могут быть приобретены уже в течение жизни. У детей выделяют две основные формы потери памяти — это гипомнезия (проблемы с запоминанием и последующим воспроизведением информации) и амнезия (полная потеря какого-либо участка памяти). Кроме заболеваний сферы интеллекта, к нарушению памяти у детей могут привести психические заболевания, отравления, а также коматозные состояния.

Чаще всего у детей диагностируют нарушение памяти на фоне астении или неблагоприятного психологического климата. Признаками патологии в данном случае выступают отсутствие усидчивости, проблемы с фиксацией внимания, изменения поведения.

Как правило, дети с нарушениями памяти плохо справляются со школьной программой. У них достаточно часто затруднена социальная адаптация.

Проблемы с памятью в детском возрасте могут быть связаны с нарушениями зрения — ведь большую часть информации человек получает с помощью зрения, а визуальное восприятие очень развито именно в детском возрасте. В таком случае у ребенка появляются следующие симптомы: снижение объема памяти, низкая скорость запоминания, быстрое забывание. Так происходит из-за того, что образы, полученные незрительным путем, практически не окрашены эмоционально. Поэтому такой ребенок будет показывать более низкие результаты по сравнению со зрячим. Адаптация заключается в упоре на развитие словесно-логического компонента, увеличение объема кратковременной памяти, развития двигательных навыков.

Лечение нарушений памяти ↑

Процесс восстановления воспоминаний и памяти в целом очень сложный. Лечение должно основываться на устранении причины возникновения амнезии. То есть, проводится терапия первичного заболевания. На фоне лечения основного лечения, могут быть назначены препараты, положительно воздействующие на мозговую деятельность. К таким медикаментам относят:

  • витамины группы В;
  • ноотропные вещества;
  • антиоксиданты;
  • нейропротекторы.

Помимо этого требуется серьезный подход к реабилитации больного. Здесь требуется психологическая помощь и поддержка родных людей. Важны систематические занятия, направленные на развитие памяти, различные упражнения, логические задачи, тесты.

Нарушения памяти — это серьёзная проблема, как для самого больного, так и для его родственников

Особенно чувствительны больные с амнезией, так как потеря такой важной функции произошла спонтанно, и они ощущают себя беспомощными. Они боятся упрёков и насмешек, требуют поддержки со стороны родственников и медицинского персонала

Поэтому очень важно набраться терпения и помочь больному справиться с его проблемой.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при церебрастеническом синдроме различной этиологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector