Реферат: составление комплексов упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Содержание:

Методика реабилитации Гринштата

Первая группа упражнений

В эту группу входят упражнения, выполнять которые необходимо в положении лежа.

1. Лежа на животе, следует положить руки под подбородок и начать интенсивно двигать ягодицами в правую и левую стороны, выполняя при этом короткие вдохи и выдохи. Всего необходимо выполнить пятьдесят интенсивных движений.

2. Исходное положение как в первом упражнении. На несколько сантиметров следует поднять правую ногу, потом левую. Каждой ногой нужно сделать до десяти подъемов, постепенно можно увеличивать нагрузку, но только если не возникает болезненных ощущений.

3. Лежа на спине необходимо согнуть ноги под прямым углом и расставить их на ширину плеч, руки при этом можно положить за голову или просто вдоль тела. Далее отрывать таз от пола на несколько сантиметров, выполняя движения интенсивно на протяжении полминуты.

4. Первоначальная позиция как в предыдущем упражнении. Но нужно сомкнуть пятки и начать интенсивно поднимать таз, не касаясь ягодицами пола. Продолжительность этого упражнения – десять секунд.

5. Лежа на спине необходимо согнуть ноги под прямым углом, расположить руки за головой и напрячь все мышцы тела. Далее отрывать плечи от пола на несколько сантиметров, делая короткие выдохи, а при опускании плеч расслабляться. Упражнение выполнять в течение полминуты.

6. Следует стать на колени с опорой на ладони, ноги и руки расставить на ширину плеч, расслабить спину и прогнуть ее вниз (руки при этом нужно немного сгибать в локтях). Выполнять прогибы в течение двух минут, по завершению занятия нельзя резко вставать, следует немного посидеть в позе Кучера.

Вторая группа упражнений

Основой данных упражнений является вибрация. Заниматься нужно стоя (за исключением последнего упражнения).

1. Нужно встать, выпрямить спину, руки расположить вдоль тела, а наги на ширине плеч. Не отрывая пятки от пола, начать интенсивно сгибать ноги в коленях. В идеале нужно выполнить около ста пятидесяти сгибаний в минуту, все упражнение занимает пять минут времени.

2. Следует выполнить бег на месте в спокойном темпе. Правые рука и нога, и соответственно, левые рука и нога должны двигаться одновременно. Нужно прыгать на кончиках пальцев, не касаясь пятками пола. Выполнять упражнение пять минут.

3. Нужно встать лицом к стене с опорой на руки (ладони направить в сторону грудной клетки). За счет отталкивания руками начать интенсивно поднимать и опускать таз на несколько сантиметров, как будто отжимаясь от пола. Заниматься необходимо на протяжении полминуты.

4. Нужно встать спиной к стене с опорой на руки и начать интенсивного «подбрасывать» тело вверх на протяжении полминуты.

5. Стоя у стены и повернувшись к ней лицом, следует расположить ноги на ширине плеч, подняться на носки и на шаг отойти от стены. Не сгибая колени выполнить отжимания от стены, при этом можно отжиматься с упором на полную ладонь, на все пальцы, на несколько пальцев либо на кулак. Можно также выполнять хлопки руками между отжиманиями. Заниматься следует в течение минуты.

6. Сидя на стуле с ровной спиной нужно поставить ноги на ширину плеч, руки положить на бедра. Сокращая мышцы ягодиц, выполнить пружинистые движения корпусом в течение одной минуты. После этого упражнения расслабить мышцы и сесть в позу Кучера.

Польза гимнастики Гринштата

Согласно заявлению создателя этой методики Арнольда Гринштата, ежедневное выполнение этих упражнений позволяет восстановить работу опорно-двигательного аппарата без физиотерапии и массажа. Такая тренировка улучшает кровообращение, нормализует давление, снижает уровень холестерина, укрепляет мышцы, предотвращает развитие инфаркта и инсульта. Гимнастика особенно полезна тем, кто ведет сидячий образ жизни и практически не занимается спортом. Упражнения можно спокойно выполнять дома в любое удобное время. В идеале нужно заниматься три раза в неделю по сорок пять минут. опубликовано econet.ru.

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Составление комплексов упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Скачивание материала
начнется через
51 сек.

Скачать материал (0.02 Мб)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ведущие образовательные центры Европы в сфере туризма

Отчет по практике в турагентстве

Проект создания экскурсионною тура на примере Испании

Национальные парки и достопримечательности Канады

Характеристика основных факторов и условий развития туризма на примере Эстонии

Использование метода репертуарных решеток в целях коррекции профессиональных мотивов у студентов технических вузов

Использование прямого преднамеренного внушения в бодрствующем состоянии в методике воспитания физических качеств

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета «Загрузи машину»

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета «Построим лесенку»

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация «Перейди вброд»

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

«Нарисуй картину»

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

«Рисуем кистью»

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

«Поймай рыбку» («Достань жемчужину»)

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног «ловят рыб» (пробки) и достают со дна «жемчужины» (камешки).

«Найди клад»

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

«Стирка»

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

В результате проведения ортопедических игр и коррекционной работы с детьми, на основании диагностических карт ЛФК и осмотра врача-ортопеда, выявлена положительная динамика в укреплении мышечного корсета и формировании правильной осанки. Но мы убеждены, что проблема оздоровления детей — не кампания, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ и родителей на длительный период. Именно такая форма совместной деятельности позволяет установить единство требований к физическому воспитанию детей в ДОУ и семье.

Мы рады, что по результатам обследования Городской медико-педагогической комиссией отмечено, что наши дети не имеют ухудшений в состоянии здоровья, а наоборот, налицо улучшение и стабилизация.

Новосёлова Р.А., воспитательЯкунина Г.В., воспитатель,МДОУ ЦРР — д/с № 461 «Золотая рыбка»,г. Новосибирск

Статья предоставлена научно-практическим журналом «Инструктор по физкультуре», № 3, 2009

Дополнительные рекомендации

Важно понимать, что ЛФК при заболеваниях позвоночника – лишь один из составляющих лечения. Только посредством лечебной физкультуры избавиться от остеохондроза, сколиоза или других патологий невозможно

Поэтому занятия обязательно дополняют медикаментозной и мануальной терапией.

Если первая способствует устранению болей, воспалительного процесса и мышечных спазмов, то вторая позволяет вернуть позвоночнику правильное положение. Благодаря этому не только устраняют боли в спине, но и существенно улучшается работа внутренних органов. Ведь именно от его состояния во многом зависит сохранение нормальной способности передавать нервные импульсы от спинного мозга ко всем частям тела.

Также для повышения эффективности лечение рекомендуется заниматься плаванием и аквааэробикой

Кроме того, важно следить за выполнением повседневных действий и образом жизни. Чтобы все усилия не были потрачены напрасно, следует:

  • отказаться от подъема тяжестей, если это невозможно, то для подъема тяжелого предмета следует согнуть ноги в коленях, взяться за предмет и поднять его усилием ног, а не спины;
  • минимизировать количество времени, проведенного на каблуках;
  • заниматься спортом следует в качественных кроссовках с хорошими амортизирующими свойствами;
  • избегать переохлаждений и простудных заболеваний;
  • регулярно совершать продолжительные пешие прогулки;
  • регулярно подниматься, выполнять разминку или как минимум ходить в течение 5 минут, если работа предполагает длительное сидение;
  • обращаться к врачу при ухудшении состояния.

Таким образом, ЛФК является эффективным средством профилактики развития заболеваний позвоночника и одним из обязательных компонентов лечения уже имеющихся нарушений.

Еще по теме «Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников»:

«Навигатор развития» помогает мамам гармонично развивать ребенка

Первые 1000 дней – период наиболее активного роста и развития малыша, когда питание и обучающие занятия закладывают основу для его здорового будущего. В это время главная задача мамы – сделать правильный выбор и создать оптимальные условия для развития ребенка с первых дней жизни. Чтобы помочь ей на этом пути, эксперты клуба современных мам Nutriclub.ru запустили всероссийский образовательный проект «Навигатор развития». Зачастую мамы превращают раннее развитие ребенка в гонку за…

Спортивное ориентирование. СЗАО. Занятия бесплатные.

Первое занятие включает в себя ОФП, и направлено на: — укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, -улучшение обменных процессов в организме, — укрепление опорно — двигательного аппарата, -развитие пространственной ориентации…

Плоскостопие у детей!!!

При нормальном развитии опорно — двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает У детей физиологическое плоскостопие, и до 5 лет плоскостопие как диагноз не ставят, можно делать профилактику — укреплять мышцы стопы.А насчет того,что…

Занятия танцами для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

ДХО Исцеление приглашает детей с нарушениями опорно — двигательного аппарата в возрасте от 3 до 11 лет для профилактики и реабилитации искусством народного танца.

Книги по дефектологии

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Для родителей и Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно — двигательного аппарата.

Гимнастика на шаре

Занятия с младенцем на фитболе помогают «распрямить ножки», тренируют вестибулярный аппарат, кроме того, это хорошая профилактика заболеваний опорно — двигательной системы. Совсем крохотные тянут головку, оказавшись на шаге…

В Казани открылся детский реабилитационный центр.

Реабилитацию дети с нарушениями опорно — двигательного аппарата и другими соматическими заболеваниями. Детский церебральный паралич : причины, профилактика, реабилитация. Версия для печати.

Программа лечения в центрах реабилитации

Центры реабилитации и санатории наилучшим образом обустроены для восстановления опорно-двигательной системы. На основе поставленного диагноза профессионалы настоящих медицинских учреждений разрабатывают начальную программу реабилитации. Назначаются процедуры лечения опорно-двигательного аппарата:

Комплекс лечебной физкультуры. Пациенты занимаются на специальных тренажерах, механических конструкциях и со спортивным инвентарем
Каждое занятие проходит под руководством квалифицированного тренера, который помогает и консультирует при выполнении упражнений.Важно! Независимо от прогресса ни пациент, ни тренер не могут поменять программу и увеличить нагрузку во время тренировки

Это происходит после согласования с врачом отделения.

Местный лечебный массаж
Влияние массажа производится на конкретный пораженный участок и помогает осторожно, но эффективно воздействовать на травму. Процедуры проводятся профессиональным массажистом с использованием специальной аппаратуры и физиотерапии.
Лечение с помощью водных процедур

Пациенту назначаются ванны с минеральными водами и солями. Также при наличии в реабилитационном центре бассейна, оснащенного подводными тренажерами, стимулирующими восстановление двигательных функций, на первый план выдвигаются именно эти процедуры.
Также при необходимости могут быть назначены: эрготерапия, лазеротерапия, лечение иглами, мезодиэнцефальная модуляция.

В санатории реабилитация при нарушении опорно-двигательного аппарата занимает в среднем от двух до четырех недель, в зависимости от индивидуальных показателей больного. Далее наступает амбулаторный этап, на время которого врач также дает рекомендации, соблюдение которых влияет на эффективность и сроки полного восстановления.

Противопоказания к занятиям и меры профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата

В стремлении укрепить скелет и мышцы нельзя забывать, что физические занятия имеют ряд противопоказаний, которые важно учитывать пожилому человеку. К заболеваниям, при которых недопустимы активные нагрузки, относятся:

  • масштабные повреждения сердца;
  • астма;
  • некоторые виды пороков сердца;
  • аритмия;
  • стойкая артериальная гипертония;
  • патологические изменения органов дыхания;
  • сахарный диабет (некомпенсированный);
  • язвы;
  • заболевания почек в острой стадии;
  • инфекционные процессы.

Если во время тренировки возникают приступы головокружения, болезненные ощущения в голове, конечностях или груди, нарушение координации движений, высокая частота сердечных сокращений, тошнота и чрезмерное возбуждение, то занятие необходимо прекратить и обратиться за повторной консультацией к специалисту.

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата должна начинаться с молодого возраста: сидячую работу необходимо компенсировать активными прогулками и увлечениями; в рационе питания, по возможности, нужно ограничить потребление вредных продуктов

Важно следить за своим весом; избегать повреждений костей и суставов; укреплять мышцы, поддерживающие позвоночник. Пожилым людям при переносе тяжелых предметов нужно распределять вес на обе стороны тела, поднимая его с полусогнутых ног, а не в наклоне

В течение дня нужно несколько раз ложиться на твердую поверхность и полностью расслабляться, давая отдых позвоночнику.

Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса

Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

«Рыбки и акулы»

Выбирают водящего — «акулу», остальные дети — «рыбки». По сигналу «Раз, два, три — лови!» они разбегаются по залу, а водящий их «салит» — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони «акулы», игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.

Правила:

  1. разбегаться можно только после команды «Лови!»;
  2. если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий «салит» его;
  3. пойманные «рыбки» отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

«Морская фигура»

Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: «Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!» После слова «замри» дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую «фигуру» — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.

Правила:

  1. принятую после слова «замри!» позу нельзя менять;
  2. при повторении игры необходимо найти новую позу;
  3. ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.

«Футбол»

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

«Кораблики»

Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.

Противопоказания

Хотя регулярная умеренная физическая активность весьма полезна для позвоночника и организма в целом, в ряде случаев лечебной физкультурой заниматься не рекомендуется.

  • острые инфекционные заболевания;
  • атриовентрикулярная блокада;
  • онкология;
  • психические нарушения;
  • маточные и другие кровотечения;
  • высокий риск развития тромбоза или эмболии кровеносных сосудов;
  • тяжелые нарушения церебрального или коронарного кровотока;
  • серьезные заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • дыхательная недостаточность.

В некоторых ситуациях запрещены только определенные виды упражнений. Поэтому чтобы не нанести себе вреда все же стоит доверять разработку комплекса ЛФК специалисту.

Прекратить занятия и получить консультацию специалиста необходимо при возникновении болей во время выполнения того или иного упражнения. Лечебная физкультура не предполагает преодоление себя и выполнение занятий через боль. Ни одно упражнение не должно приносить болевых ощущений, а их возникновение свидетельствует о неправильном подборе упражнений или нарушении техники их выполнения.

На время отложить занятия ЛФК стоит при:

  • развитии осложнений имеющегося заболевания позвоночника;
  • обострении хронической болезни;
  • аритмии и скачке артериального давления;
  • получении травм.

Как только состояние больного улучшится, можно начать или возобновить занятия лечебной физкультурой. Нагрузку увеличивают плавно, не стремясь к достижению прошлых результатов, особенно в период восстановления после травм или оперативных вмешательств.

Физические упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата

Пожилой человек ограничен в выборе лечебных упражнений, но, при желании, сможет подобрать приемлемый для себя вариант. Для повседневной физической активности можно выбрать пешие прогулки, занятия в бассейне, бег трусцой, скандинавскую ходьбу. Дома выполняют гимнастические элементы, которые предполагают неторопливые медленные действия. Исключают из программы наклоны, поднимание нижних конечностей в положении лежа, а при наличии варикозного расширения вен придется отказаться от приседаний и поднятия тяжестей.

Распорядок дня учитывает следующие пункты:

  • Утренняя разминка. Выполнять упражнения начинают прямо в постели, сразу после пробуждения. В течение 5 минут медленно потягивают и вращают конечности, сгибая их в запястных, голеностопных, локтевых и коленных суставах. Затем принимают сидячее положение и 5 минут разминают плечевой и шейный отделы: выполняют повороты головой, руками. После встают и еще 5 минут ходят на месте, высоко поднимая колени; или пересекают комнату, от стены к стене, совершая глубокие вдохи и сильные выдохи.
  • Ежедневная прогулка. Этот пункт не предполагает поход в магазин за продуктами. В руках не должно быть предметов. Прогуливаться нужно от 30 минут и до часу, не прерывая движения. Для ходьбы лучше выбрать парк или малолюдную улицу, ведь занятия на свежем воздухе — отличная профилактика нервных расстройств.
  • Тренировка. Может проходить в домашних условиях или в специализированном центре. Нагрузку и план занятий должен составить специалист с учетом возрастных особенностей пациента. Занятия должны проводиться минимум 3 раза в неделю по 40-45 минут.
  • Вечерняя гимнастика. Заключается в хождении и глубоком дыхании (как в третьем этапе утренней разминки). Если позволяют погодные условия, нужно открыть окно и дышать свежим воздухом.

Кроме выполнения физических упражнений следует принимать поливитаминные комплексы, чтобы уменьшить вероятность остеомаляции или остеопороза.

Ещё документы из категории физкультура:

Ведущие образовательные центры Европы в сфере туризма

Отчет по практике в турагентстве

Проект создания экскурсионною тура на примере Испании

Национальные парки и достопримечательности Канады

Характеристика основных факторов и условий развития туризма на примере Эстонии

Использование метода репертуарных решеток в целях коррекции профессиональных мотивов у студентов технических вузов

Использование прямого преднамеренного внушения в бодрствующем состоянии в методике воспитания физических качеств

Код для использования на сайте:

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Универсальная зарядка для спины и позвоночника

Универсальная зарядка для суставов и позвоночника поможет поддержать эту часть тела в здоровом состоянии. В нее входит следующий комплекс упражнений:

  1. Лечь на пол на спину, руки вытянуть вверх за голову. На выдохе поднять корпус с поднятыми вверх руками и потянуться ими до носков. При этом спина максимально округляется, а позвоночник растягивается.
  2. Встать на пол на четвереньки. Спина должна быть параллельна полу. Одновременно поднимается рука и накрест расположенная нога до положения параллельно полу. Затем они опускаются на место. И поднимается другая пара конечностей. Движения должны быть плавными.
  3. Для шейного отдела рекомендуется выполнять плавные повороты головы из стороны в сторону, с фиксацией в крайних точках на несколько секунд.
  4. Затем необходимо совершать наклоны головы вперед-назад, также с фиксацией в крайних положениях.
  5. Наклоны головы из стороны в сторону. Сначала левое ухо подносится к левому плечу, голова фиксируется в этой точке. Затем правое ухо максимально наклоняется к правому плечу — голова фиксируется также несколько секунд. При этом плечи необходимо держать на уровне, не поднимая.

Польза лечебных упражнений и особенности их выполнения

Физические упражнения представляют собой тренировочные движения, которые выполняются с определенным уровнем нагрузки. Они могут быть активными — тогда упражнение относят к динамическим. Если при выполнении элемента расходуется большое количество энергии, а амплитуда движений отсутствует либо сравнительно невелика, то его относят к статическим. Для таких упражнений характерно повышение артериального давления, поэтому в пожилом возрасте подобный вид нагрузки противопоказан.

Для укрепления опорно-двигательного аппарата используют динамические занятия, которые положительно воздействуют на весь организм в целом, и особенно — на сердце, органы дыхания и кровеносную систему.

Польза динамических упражнений:

  • Стабилизируют психоэмоциональный фон, снимают последствия стресса, улучшают работу мозга за счет усиления кровоснабжения.
  • Предотвращают набор избыточной массы тела.
  • Тренируют сердечную мышцу: регулярные динамические занятия помогают сердцу без проблем ускоряться в нужной ситуации, и быстро выравнивать ритм. Благодаря четкой работе сердца, нормализуется работа кровеносной системы в целом.
  • Углубляют дыхание, помогая насыщать организм кислородом и выводить углекислый газ.
  • Разрабатывают суставы, связки и мышцы, расширяя границы движений. Амплитуда становится больше, повышается сила мышц, приостанавливается процесс атрофии мышечной ткани.
  • Укрепляют кости, выступают мерой профилактики остеопороза.

Физические упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата должны выполняться по определенным правилам, чтобы приносить пользу, а не вред:

  • быть разносторонними, включающими в работу разные части тела;
  • быть регулярными и проводиться по определенному графику дня;
  • не должны быть травмоопасными: исключают прыжки, резкие и широкие взмахи руками.

Увеличивать нагрузку следует постепенно, по мере привыкания организма. Перед занятиями требуется консультация врача, который поможет определить начальный уровень нагрузки. Оптимальный вариант: проводить первые тренировки под присмотром инструктора ЛФК.

Лечебное действие физических упражнений

В основе лечебного действия физических упражнений лежит строго дозированная тренировка, под которой применительно к больным и ослабленным людям следует понимать целенаправленный процесс восстановления и совершенствования нарушенных функций организма в целом, а также отдельных его систем и органов. Различают общую тренировку, которая оздоравливает и укрепляет весь организм, и специальную, необходимую для устранения нарушенных функций в определенных системах и органах.

Систематическое применение физических упражнений развивает функциональную адаптацию организма к нагрузкам и приводит к выравниванию (коррекции) возникших в результате заболевания нарушений.

Воздействуя на нервную систему, физические упражнения способствуют восстановлению равновесия между возбуждением и торможением, влияют на регуляцию взаимосвязей всех органов и систем. При активном сознательном участии больного в выполнении упражнений их эффект усиливается.

Физические упражнения повышают общую сопротивляемость организма, поднимают тонус и улучшают эмоциональное состояние больного. Положительно они влияют на обмен веществ, кровообращение и дыхание.

Особенно заметный эффект оказывают физические упражнения на состояние скелетной мускулату-110

ры, подвижность суставов. Значение лечебных упражнений в ортопедической практике при заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата нельзя переоценить.

Велика роль физических упражнений в нормализации патологически измененных функций

Особенно важно их значение при частичной или полной утрате функций пораженных органов, которые могут восстановиться в большинстве случаев под влиянием длительных и упорных тренировок

ЛФК для шейного отдела позвоночника

При нарушениях в шейном отделе позвоночника основные усилия направлены на укрепление мышц шеи. Изначально назначается выполнение упражнений для активизации кровообращения. На втором этапе занятия носят непосредственно лечебных характер, а на третьем они направлены на закрепление достигнутых результатов.

Традиционно упражнения для шейного отдела позвоночника выполняются из положения, лежа на животе или спине на твердой поверхности. В качестве базовых можно привести следующие. Исходное положение – лежа на полу с прямыми руками и ногами:

Приподнимают голову на 10–15 см от пола, фиксируются в этом положении на 10 секунд, а затем плавно опускаются в исходное положение. Повторят 3 раза.
Кисти ставят на плечи и делают круговые движения локтями в обоих направлениях так, чтобы с каждой стороны они коснулись пола по 4–5 раз. Упражнение повторят 5 раз.
Руки поднимают вверх, чтобы кончики пальцев были строго направлены на потолок. Затем отрывают лопатки от пола настолько, чтобы возникло напряжение в шейных мышцах. На первых порах повторяют до 8 раз, но постепенно количество повтором рекомендуется увеличивать.
Прямые руки отводят за голову. На вдохе ноги сгибают в коленях и прижимают к груди, а руки вытягивают вперед. На выдохе возвращаются в исходное положение

Важно чтобы голова все время была прижата к полу. Повторяют 6 раз.
Надавливают затылком на пол, сохраняя напряженное состояние около 4–5 секунд

Повторяют 6 раз. Во время упражнения может возникать некоторый дискомфорт в затылке, но в этом случае это допустимо.
Голову отрывают от пола и поворачивают влево, фиксируются на 5 секунд, поворачивают вправо и снова фиксируются на 5 секунд. Повторяют 6 раз с перерывом между повторами на отдых на 1–2 минуты. Если удерживать голову сложно в течение 10 секунд, упражнение можно разбить на 2 этапа: поднять и повернуть голову влево, удержать, опустить и затем снова поднять голову, повернуть вправо, удержать и опустить.
Руки ставят на пояс, а ноги сгибают в коленях. На вдохе колени прижимают к груди, а на выдохе возвращают в исходное положение. Повторяют 5 раз.

Исходное положение – лежа на животе:

  1. Руки соединяют в замок и складывают на затылке так, чтобы локти были параллельны полу, а лоб упирался в пол. Голову приподнимают и удерживают на протяжении 5 секунд в приподнятом положении. Повторят 4 раза.
  2. Имитируют плавание стилем кроль 8 раз.
  3. Ладони складывают в замок и кладут на них голову. Ноги поочередно сгибают в коленях, стремясь достать пяткой до ягодицы.

Выводы

Таким образом, основными формами борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура и массаж. Лечебная физкультура применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика — основная форма ЛФК. Массаж в рамках комплексного восстановительного лечения позволяет уменьшить интенсивность лекарственной терапии, и ускорить процесс восстановления организма при заболевании. В правильном и рациональном выполнении комплекса упражнений ЛФК и прохождений курса массажа, состояние пациента улучшиться. Занятия в реабилитационных центрах проводят специалисты разного профиля и высокого уровня подготовки. При каждой разновидности заболевания опорно-двигательного аппарата, разрабатывается отдельная программа реабилитации.

Основной физкультурной формой борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура. Она применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика — основная форма ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делят на 2 группы: для костно-мышечной и дыхательной.

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на упражнения, направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов. Занятия проводят лучшие специалисты-реабилитологи и массажисты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector