Комплекс упражнений для детей с дцп

Зарядка для детей, больных детским церебральным параличом

Во время реабилитации детского церебрального паралича главными целями ЛФК являются:

нормализация мышечного тонуса, чтобы ребенок мог совершать произвольные движения;
обучение двигательным навыкам в соответствии с возрастом; закрепление чувства позы, тренировка вестибулярного аппарата

При этом следует помнить, что любое интенсивное (неосторожное) воздействие может привести к повышению мышечного тонуса (боль повышает тонус мышц). Начинать ЛФК следует сразу, как только стихнут симптомы повышенного внутричерепного давления и прекратятся судороги.

Занятия с детьми с ДЦП для нормализации повышенного мышечного тонуса.

Упражнение 1. Предназначено для выявления и устранения асимметрии туловища, повышенного тонуса мышц спины, затылка (формирует шейный изгиб и выявляет нарушения в тазобедренных суставах).

Такая зарядка для детей с ДЦП выполняется не ранее 2-месячного возраста (во время формирования шейного лордоза). Если есть указания на травму в шейном отделе позвоночника, то упражнение выполняется только после процедуры лечебного массажа.

Исходное положение — лежа на спине. Инструктор приводит ребенка в сгибательное положение («поза эмбриона»): руки скрещивают на груди, согнутые в коленях ножки приводят к животу и сгибают голову к груди. Колени малыша должны быть согнуты и максимально приближены к голове по срединной линии тела (при дисплазии тазобедренных суставов и симптоме «короткой шеи» это сделать не удается, и ребенок выполняет легкий вариант упражнения). Несколько секунд удерживают малыша в этом положении, производя покачивающие движения.

Поза в положении сгибания является естественной для здорового ребенка и не вызывает трудностей при ее выполнении. Если у ребенка имеется повышенный тонус (ригидность) мышц спины и затылка, то он будет плакать. Ни в коем случае не следует сгибать ребенка с применением большой силы!

При дисплазии тазобедренного сустава малыш «выскользнет» из рук инструктора, стараясь освободиться и сделать наклон в другом направлении.

Это упражнение для детей с ДЦП помогает уже через 14 дней 5-8-месячным детям с повышенным тонусом мышц шеи и спины, не умеющим держать голову, переворачиваться и садиться.

Упражнение 2. Предназначено для определения и устранения повышенного тонуса мышц бедер, формирования поясничного изгиба позвоночника. Оно показано детям, которые при выполнении автоматической походки опираются не на всю ступню, а на пальчики. Выполняется не ранее, чем в 6-месячном возрасте (в начале формирования поясничного лордоза), после консультации врача-ортопеда. Упражнение способствует внутреннему вращению бедра, а потому, прежде чем его выполнять, нужно убедиться, что у ребенка нет (если есть — устранить) дисплазии или подвывиха тазобедренного сустава.

Исходное положение для этого упражнения из комплекса ЛФК для детей с ДЦП — ребенок сидит между пяток на согнутых в коленях ногах, ступни находятся на ширине плеч, развернуты вверх. Инструктор наклоняет малыша назад так, чтобы голова, плечи, спина касались поверхности стола. Правая рука инструктора тянет вниз голову и плечи, а левая — фиксирует колени. Ребенок с нормальным мышечным тонусом легко и с удовольствием остается в этой позе.

При напряженных мышцах бедер ребенок постарается освободиться из положения, причиняющего неприятные ощущения, как можно скорее, и резко выпрямит ноги. В таком случае следует сделать разогревающий массаж нижних конечностей и повторить упражнение, стараясь преодолевать сопротивление мышц. Как только малыш без сопротивления начнет выполнять это упражнения ЛФК для детей с ДЦП, он сможет вставать на всю ступню (нормализуется тонус мышц бедер), а потом и садиться самостоятельно (упражнение формирует поясничный лордоз).

Виды комплексных упражнений

В программы ЛФК для с ДЦП входят несколько занятий, к которым можно отнести:

  • Поэтапная растяжка мышц, для этого следует раскачивать верхние и нижние конечности тела с плавным ускорением.
  • Фиксирование рук и ног с помощью шин в одном положении.
  • Расслабляющие упражнения для мышц. Необходимо фиксировать конечности поочередно. В итоге ослабляется высокий тонус мышц и уменьшается количество хаотичных взмахов и поддерживаний.
  • Ходьба. Ее можно делать на одном месте или осуществлять по кругу помещения. Таким образом, ребенок учится ходить правильно.
  • Плавное разгибание и сгибание, в области суставов с массированием мышц.
  • Подъем по наклону. Это упражнение осуществляется только при помощи инструктора. Эта процедура хорошо тренирует мышцы ног и пресса, а также учит малышей удерживать равновесие.
  • Упражнения на выработку выносливости (прыжки на батуте, скакалка, прохождение туннелей).

Важный момент! Вся процедура происходит только под руководством инструктора ЛФК для детей с ДЦП.

Бобат-Терапия

Методика, которая заключается в стимуляции головного мозга с помощью сенсорных, тактильных и иных раздражителей.

Бобат-терапия имеет несколько классических подходов, в том числе:

  • последовательное прохождение всех стадий развития ребенка (переворачивание, вставание и т. д.);
  • использование специальных поз и положений тела;
  • подавление ненужных движений (ингибиция);
  • использование правил меньше, но качественней (лучше ребенок выполнит меньше упражнений, но выполнит их более качественно);
  • командная (семейная работа с малышом).


Ребенок занимается на специальной сенсорной панели

Один из основных принципов такой терапии — не причинить больному дискомфорт или боль (в некоторых ситуациях применяют удерживание конечностей при помощи бинта).

Качественная разработка суставов

У детей с ДЦП время от времени возникают в области суставов болезненные мышечные спазмы. Поэтому их разработка очень важна — она становится отличной профилактикой гипертонуса скелетной мускулатуры. Врачи ЛФК рекомендуют ежедневное выполнение таких упражнений суставной гимнастики:

  • посадить ребенка на пол, при необходимости удерживать его руками за спиной. Сгибать одну ногу, заводить ее за другую, пытаясь коснуться коленом поверхности;
  • положить малыша на живот, поместить плотную тонкую подушку под грудью. Взять его за ручки, тянуть вверх, выполняя покачивания;
  • положить ребенка на спину, сгибать поочередно ноги в коленях, а затем выпрямлять, поднимая вверх;
  • положить малыша на бок, колено держать согнутым, бедро поочередно то отводить, то возвращать в исходное положение.

Правильный дыхательный ритм у детей усиливает терапевтическое воздействие гимнастики на суставы и помогает избежать усталости. Вдох должен быть глубоким, а выдох резким и сильным. Движения, требующие напряжения мышц, следует выполнять на вдохе, а расслабляющие — на выдохе.

Причины появления ДЦП

Церебральный паралич нередко встречается в детском возрасте, к примеру, в России приходится примерно 6 больных детей на 1000 здоровых. При этом родители часто интересуются вопросом, что именно вызывает такое опасное заболевание, как ДЦП.

Ведь даже при планировании беременности люди беспокоятся о том, чтобы обезопасить будущего ребёнка от влияния негативных факторов

Существует немало причин, которые приводят к возникновению детского церебрального паралича, при этом в них важно разобраться

Провоцирующие факторы:

Неправильное формирование коры головного мозга. Подобное может произойти под влиянием разных факторов, в частности из-за гипоксии. В данной ситуации происходит кислородное голодание, которое преимущественно наблюдается в период внутриутробного развития. Нередко оно связано с проблемной беременностью. Возможно, нарушено плацентарное кровообращение, наблюдается поздний токсикоз или начинаются инфекционные заболевания. Как итог, под влиянием негативных факторов структуры головного мозга не имеют возможности полноценно развиваться.
Хронические или острые болезни матери. К ним можно отнести анемию, пороки сердца, а также ожирение. Помимо этого, беременность может осложнить сахарный диабет и гипертония

В любом случае важно позаботиться о лечении болезней, а также поддерживать своё здоровье в нормальном состоянии. Женщине можно порекомендовать в обязательном порядке посещать врача, если она вынашивает ребёнка.
Родовые травмы, которые повреждают структуры головного мозга

Они могут появиться в той ситуации, когда у женщины пониженная родовая деятельность. Также к ним приводит узкий таз, затяжные или скоротечные роды, продолжительный безводный период.
Конфликт резус-фактора крови матери и ребёнка. В этой ситуации у малыша появляется ядерная желтуха. Она в свою очередь может привести к возникновению ДЦП.
Ошибки медицинского персонала, совершённые при родах. Из-за них часто страдают дети и обретают серьёзные отклонения в состоянии здоровья. Важно обращаться в хорошие клиники, если хочется, чтобы роды прошли без осложнений.
Недоношенность и недостаточный вес у новорожденного. По возможности важно не допускать того, чтобы роды прошли преждевременно.

Если болезни избежать не удалось, тогда родителям важно позаботиться о лечении. Следует подготовиться к длительному реабилитационному периоду, потому как без него не удастся адаптировать малыша к окружающей среде

При этом потребуется заниматься как физическим состоянием несовершеннолетнего, так и психическим развитием. Во всех случаях врачи рекомендуют делать ЛФК при ДЦП, потому как гимнастика позволяет добиться хороших результатов.

ЛФК при ДЦП

Методика ЛФК при ДЦП базируется на принципах регулярности, систематичности и непрерывности занятий, индивидуальном подходе, учете стадии и тяжести заболевания, а также психического развития ребенка и его возраста. Большое значение имеет увеличение физических нагрузок. Однако, оно должно быть строго индивидуальным

Важность ранней коррекционной работы при ДЦП обуславливается особенностью развития детского мозга, его способностью к компенсации нарушенных функций. Занятия должны проводиться в самом раннем возрасте, и чем раньше, тем лучше

Большое значение имеют специальные упражнения на расслабление, которые способствуют понижению тонуса мышц, что, в свою очередь, приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц. В занятия ЛФК с детьми также включаются различные игры: подвижные или малоподвижные, эстафеты, некоторые элементы спортивных игр и т.д.

Максимально эффективная, действенная программа лечения ДЦП с помощью ЛФК применяется в реабилитационном центре «Огонёк» – одном из ведущих медицинских учреждений нейро-ортопедического профиля, занимающимся восстановительным лечением пациентов с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата, где каждому ребенку специалисты составляют индивидуальную программу восстановительного лечения. Она основана на современных технологиях развития двигательных навыков, с применением инновационнных технических средств – тренажеров, аппаратов и аппаратно-программных комплексов.

В РЦ «Огонек», для коррекции мышечного тонуса и межмышечных взаимодействий используются всевозможные виды биологической обратной связи (БОС), подводный вакуумный массаж, система мультифакторного воздействия с обезвешиванием, метод стимуляции биологической активности (постуральная механостимуляция), радиальная экстракорпоральная наружная пневматическая компрессия, локальная криотерапия и другие виды аппаратной физиотерапии, методика кинезиологического тейпирования. Для тренировки вертикальной позы и функции равновесия применяется стабилометрическая тренировка, занятия на различных специально разработанных координационных тренажерах. Для активного развития двигательных навыков успешно используется рефлекторно-нагрузочное устройство «Гравистат»/«Гравитон» (разработка специалистов РЦ «Огонек»), а также функциональная (фазовая) электростимуляция мышц в ходьбе, транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).

Практика и опыт РЦ «Огонек» незаменимы, научно-методическая база центра включает в себя практически все имеющиеся уникальные методики реабилитации пациентов с детским церебральным параличом, различными формами спинального дизрафизма (spina bifida), последствиями черепно-мозговых травм, инсультов и врождённых аномалий центральной нервной системы.

Помимо лечения детей-инвалидов условиях стационара, специалисты центра осуществляют амбулаторный приём пациентов с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата, такими как сколиоз, остеохондроз, артроз и другие. Специальные средства, которыми располагает клиника, включают последние достижения в области реабилитации, такие как ударно-волновая, осцилляторная, высокотоновая терапия, транскраниальная магнитная стимуляция, различные виды электро- и светолечения, методики комбинированного воздействия различных физиофакторов.

Особое место в реабилитационном процессе отводится SPA-процедурам, без которых невозможно представить современный центр восстановительного лечения. Подводное вытяжение позвоночника, хвойные, йодо-бромные, азотные, углекислые ванны — это далеко не полный набор бальнеологических процедур, которые предлагает своим пациентам «Огонёк».

Упражнения в бассейне при ДЦП

Водные процедуры успешно применяются при физическом восстановлении детей, пораженных ДЦП. Ни для кого не секрет, что вода отлично расслабляет мускулатуру, стабилизирует мышечный тонус, придает энергии. Занятия в воде ослабляют действие стрессов и излечивают депрессивные состояния. Особый эффект можно ожидать от совмещения ЛФК с пребыванием в воде. Такой способ лечения называют гидрокинезотерапией. Он может включать в себя проведение определенных упражнений или игр в воде, а также применение подводного массажа. Непередаваемый эффект наблюдается при плавании ребенка в дельфинарии: общение с дельфинами считается истинно лечебным. Понять механизм данного лечения трудно, однако положительные результаты такой терапии неоспоримы.

Собственно, следует понимать, что лечебные мероприятия и уход за малышом с ДЦП – это длительный процесс, которому необходимо посвятить максимум времени и сил, и лишь тогда принятые меры воздадутся долгожданными положительными результатами

Только постоянная забота и безграничное внимание близких помогут добиться желаемых сдвигов в физическом развитии ребенка. Упражнения для детей с ДЦП необходимо проводить постоянно и настойчиво, на протяжении всего периода патологии

[], []

Социальная реабилитация и адаптация детей с ДЦП

Социальная реабилитация детей с ДЦП имеет не менее важное значение, чем физическая. Такие дети должны научиться жить с ограниченными возможностями, взаимодействовать с членами семьи, сверстниками и обществом в целом

Очень важно научить их обслуживать себя. Если позволяет состояние, ориентироваться в родном районе или городе. Элементы социальной реабилитации есть на всех этапах лечения. Более узкая программа адаптации к социуму включает в себя:

  • культурную адаптацию и обучение навыком общения, наведения контактов с людьми;
  • бытовую адаптацию с возможностью самообслуживания, передвижения в транспорте, осуществления покупок;
  • обучение поведению в социуме;
  • выработку трудовых навыков.

Медико-социальная реабилитация детей-инвалидов с ДЦП обязательно учитывает психологические особенности каждого ребенка. Она направлена на коррекцию индивидуальных нарушений социального поведения.

Занятия с детьми проводят специально подготовленные педагоги. В их задачи входит заинтересовать ребенка овладевать новыми знаниями, постепенно расширять их запас. Работа нацелена на улучшение памяти, внимания, овладение математическими знаниями чтением и общим представлением о мире

Очень важно совершенствовать мелкую моторику рук, бытовую адаптацию. Также социокультурная реабилитация детей с ДЦП включает выработку навыков правильного общения в семье, со сверстниками, выработку положительного отношения к родным и друзьям

Во многих странах ребенок с ДЦП может ходить в обычную школу или детский сад, с ним индивидуально занимается на уроках специальный педагог. Общаясь в коллективе, дети с ранних лет обретают друзей, а здоровые сверстники учатся правильно относиться к людям с ограниченными возможностями.

К сожалению, у нас такой возможности практически нет. В штате обычных государственных школ нет педагогов, которые могли бы индивидуально заниматься на уроках с больными детьми. Ходить на уроки могут ходить лишь дети с легкими нарушениями, которые могут обслуживать себя и относительно свободно передвигаться. Но даже в таких случаях родители сталкиваются с негативным отношением. Руководство не хочет принимать детей, а сверстники, при молчаливой поддержке родителей, начинают издеваться над больным ребенком. Потому многие врачи советуют отдавать детей с ДЦП в специализированные интернаты.

ЛФК на дыхание

Система упражнения ЛФК при ДЦП предусматривает ремиссионный процесс только при регулярном их выполнении. Расписание программы тренировок должно включать занятия в досуг больного ежедневно, изо дня в день. Только регулярная гимнастика и постоянные занятия смогут вернуть физиологию больного ребенка в более или менее приемлемую форму. Поэтому пренебрегать ежедневной периодичностью комплексной терапии церебрального паралича нельзя.

Помимо всего прочего, ЛФК при ДЦП предусматривает и умение правильно дышать.

  • Взрослый показывает ребенку, как нужно делать правильный глубокий вдох и выдох как ртом, так и носом. Для этого можно использовать вспомогательный инвентарь в виде шариков, резиновых игрушек, мыльных пузырей.
  • Инструктор произносит гласные звуки, то понижая, то повышая громкость своего голоса. Ребенок должен повторять за ним. Можно попеременно чередовать это упражнение с пением или игрой на духовых.
  • Стандартное упражнение по восстановлению дыхательного процесса – подъем рук над головой и наполнение легких воздухом при вдохе полной грудью, а также опускание рук на выдохе. Можно усложнить упражнение, используя часть выдоха с погружением головы пациента в воду.

Многие схемы работы в ЛФК с ДЦП разрабатывались медработниками различных учреждений соответствующего характера на всей территории РФ. Одним из таких можно считать Самарский реабилитационный детский центр «Утенок». Здесь осуществляется прием деток, больных различными заболеваниями, в том числе и церебральным параличом. Так, тренер по ЛФК и ребенок с ДЦП в Самаре прекрасно могут найти общий язык за совместным времяпрепровождением в одном из двух бассейнов, за лечебным массажем, лечебной физкультурой, гидромассажем, фитоароматерапией, развивающими играми на воде.

Дополнительные тренажеры

Для гармонизации интеллектуального и физического развития деток с ДЦП необходимо использовать специальные тренажеры, которые можно купить или сделать своими руками. Бугристый коврик отлично подойдет для лечебного массажа и физкультуры, улучшит кровообращение в конечностях. В специализированных аптеках продаются коврики разных размеров: отдельно для ступни, для всего туловища. Коврик можно положить возле кроватки малыша, чтобы с утра он мог походить по нему.

Для устранения спастики пальцев рук, которая часто наблюдается у больных ДЦП, сшейте мешочек и наполните его крупой (рис, гречка). Такой самодельный эспандер подготовит руки к хватанию и манипулированию предметами. Так вы получите прекрасный эспандер для тренировки кистей. Полезны для конечностей малыша и занятия с прыгунками и ходунками.

Заболевания мозга, развивающиеся у малышей, требует т родителей долготерпения и упорства, чтобы жизнь ребенка была счастливой и насыщенной. Конечно же, о полном излечении не может быть и речи, но комплексы ЛФК, которые созданы для таких детишек, позволяют достичь многого. Они повышают физические способности детей и облегчают жизнь родителям. Программы занятий составляются индивидуально но при регулярном их исполнении они обеспечивают общий для всех успех.

Определение детского церебрального паралича: симптомы у новорожденных младенцев

Задача родителей и детского врача — как можно раньше выявить симптомы детского церебрального паралича у новорожденных, для этого существуют специальные тесты. Учитывая, что в период новорожденности у ребенка в норме тонус мышц повышен, определять изменения мышечного тонуса можно по косвенным признакам только с конца первого месяца: при повышенном тонусе ребенок из положения на животе не делает попыток поднять голову и установить ее по средней линии.

Для проверки мышечного тонуса и симметрии тела ребенка с 2 месяцев: положите его на ровную и плотную поверхность на живот и приподнимите правой рукой обе ножки примерно на 15-20°. Крепко удерживая вытянутые ножки, левой рукой поглаживайте спинку от копчика до шеи вдоль позвоночника с легким нажимом (чтобы малыш слегка прогнулся). Если ваша левая рука не чувствует сопротивления, а линия движения вдоль позвоночника ровная (прямая), то мышечный тонус ребенка нормальный. При нарушении мышечного тонуса и асимметрии тела ваша рука на своем пути резко изменит направление; тело ребенка в этот момент прогнется в сторону (а не вниз); при этом вы отчетливо почувствуете напряжение мышц под рукой; ножки малыша будут согнуты в коленных и тазобедренных суставах.

В этом же возрасте у ребенка можно заметить такие признаки детского церебрального паралича, как запрокидывание головки, напряжение в области затылка. При поддержке под мышки он опирается не на полную стопу, а на кончики пальцев («на цыпочки»).

У здоровых детей врожденные рефлексы начинают исчезать с 3 месяцев. Если хватательный, поисковый рефлексы, рефлекс автоматической походки после 4 месяцев не исчезают, а даже усиливаются, то высока вероятность наличия повышенного мышечного тонуса. В положении на животе такой ребенок сгибает руки, ноги и приподнимает таз.

Новорожденный ребенок в норме совершает ритмичные автоматические движения. Если же малыш лежит без движений, ручки сжаты в кулачки, приведены к туловищу, большой палец зажат внутрь, а ножки перекрещены, это очень похоже на спастический парез верхних и нижних конечностей.

Как еще можно заподозрить неладное? Если на протяжении 1-3 месяцев у малыша преобладают отрицательные эмоции (частый плач), отсутствует «гуление», то следует обратить на это внимание педиатра

Особенности физкультуры при некоторых заболеваниях

При поражении сердечной мышцы (миокардитах) ЛФК рекомендуется еще в стационаре, потом — в поликлинике по месту жительства. Только через 10 месяцев малыша переводят в специальную группу по ЛФК, если приступов нет. Если состояние стабильное и приступы не повторяются в течение года, ребенка могут перевести в третью группу через год. Через два года при благоприятном стечении обстоятельств можно рассчитывать на попадание в общую физкультурную группу.

Со врожденными пороками сердца все обстоит сложнее: ребенок сможет получить максимум 4 группу, и то при условии, что после операции прошло не менее 12 месяцев и весь этот год малыш успешно занимался ЛФК.

При бронхиальной астме мальчики и девочки будут оставаться в группе ЛФК до тех пор, пока повторяются частые приступы. Если в течение двух месяцев приступы не повторяются, ему могут разрешить заниматься в 4 группе, а если приступов не будет в течение года, то и в третьей.

При хроническом гастрите или колите ребенку можно будет рассчитывать на перевод в четвертую физкультурную группу из группы ЛФК только черед полгода при отсутствии обострений. Физические занятия назначаются только при отсутствии болей, вне обострения.

При гемофилии ЛФК не назначается, как и ни один другой вид физнагрузок. Но при незначительной степени заболевания могут быть разрешены легкие и щадящие упражнения только под наблюдением специалиста.

Проблемы с почками — основание для назначения физкультуры только вне приступов и острых периодов. Также не должно быть сопутствующих патологий сердца. В общую группу здоровья дети с пиелонефритом, гломерулонефритом и почечной недостаточностью попасть не могут.

При тяжелых проявлениях эндокринных патологий ЛФК рекомендуется с первых дней заболевания, а в общую группу ребенок сможет попасть только при самых легких степенях сахарного диабета и только с индивидуального одобрения врача.

Ребенок с нарушениями осанки может и должен заниматься в общей физкультурной группе, а ребенок с развившимся сколиозом — только в группе ЛФК. Отдельных комплексов ЛФК не существует для детей с близорукостью или дальнозоркостью, им показаны занятия в специальных группах при тяжелых отклонениях или в общих физкультурных группах, если отклонения незначительные.

Занятия в бассейне

Детям, которые страдают данным недугом, рекомендуют регулярно заниматься в бассейне. Вода обладает весьма хорошими лечебными свойствами. В ней ребенок может полностью расслабить конечности, зарядиться энергией.

Вода способна снимать сильный мышечный тонус.

Врачи советуют водные процедуры, как метод борьбы с различными стрессовыми ситуациями. Для некоторых малышей вода является главным помощником в борьбе с депрессивным состоянием.

Доктора отмечают, что при сочетании комплекса лечебных физических нагрузок с водными процедурами, состояние ребенка значительно улучшается. При занятиях в воде существуют определенные виды упражнений, также делается специальный массаж.

Производить процедуры в бассейне должен специалист.

Для улучшения психического состояния можно использовать занятия в дельфинарии. Учеными доказано, что данный вид животных способствует улучшению состояния больного.

ЛФК на проработку суставов

Не менее важно научить ребенка управлять своими движениями и укрепить его суставы. Особенность этого момента заключается в том, что деткам, больным церебральным параличом, присущи болевые ощущения в суставах, судорожные боли и смежные патологии

Чтобы развивать суставы конечностей, нужно обратить внимание на ряд направленных на их укрепление занятий ЛФК при ДЦП

  • Исходная позиция ребенка – лежа на спине. Одна нога разгибается и фиксируется взрослым под собственной тяжестью тела или под упором руки, а вторая постепенно сгибается в колене. Бедро при этом по возможности прижимается к животу, после чего плавно отводится назад в исходное положение.
  • Исходная позиция малыша – лежа на боку. Колено держится согнутым, бедро поочередно то отводится, то возвращается в исходное положение.
  • Первоочередное положение тела – стоя лицом к столу впритык к нему. Необходимо прислонить живот к нему так, чтобы ноги свободно висели, после чего поочередно то выпрямлять их, разгибая колени, то возвращать в подвешенное состояние.
  • Лежа на спине, ребенок при помощи взрослого сгибает ногу в колене, после чего по возможности выпрямляет ее максимально ровно.
  • Положив больного церебральным параличом ребенка на живот, взрослый или инструктор подкладывает под его грудь валик, после чего, удерживая кроху за руки, приподнимает верхнюю часть его туловища, отрывисто и пружинисто совершая движения вверх и вниз.
  • Исходная позиция малыша – лежа на спине. Руки сгибаются в локте так, чтобы лицо оставалось неподвижным и развернутым в сторону. После чего взрослый помогает согнуть ребенку конечность, разворачивая его голову в другом направлении.

Комплексы упражнений

Программа упражнений для детей с ДЦП, безусловно, должна включать следующие виды нагрузок:

  1. Комплекс на растяжение мышц. Для профилактики тератогенеза необходимо развивать мышечную подвижность. Это поможет снять напряжение и увеличить область совершения движений.
  2. Упражнения на поддержание чувствительность мышечной ткани и ее развитие. Это помогает регулировать силу взаимодействия с конкретными мышцами, позволяя совершать обыденные ритуалы в быту.
  3. Нагрузка на улучшение реакции нервных окончаний. Позитивно влияет на функционал нервной ткани.
  4. Программа для совершенствования антагонистических мышц.
  5. Комплекс, направленный на развитие выносливости, стойкости, дисциплины организма.
  6. Упражнения, способствующие закреплению нормальной ходьбы, корректирующие походку.
  7. Нагрузки на удержание равновесия. Тренировка вестибулярного аппарата.

Важно! Следует относиться с особым вниманием и сосредоточенностью к комплексу занятий, проводимому в домашних условиях! Все потенциальные программы тренировок необходимо согласовать с врачом. Досконально изучить технику выполнения каждого упражнения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector