Дизартрия — искаженность речи у детей и взрослых

Профилактика

Лучшее средство защиты от болезней – профилактика. Следует проявить заботу о ребенке уже на этапе вынашивания. Для этого достаточно защитить его от любых негативных воздействий из внешнего мира.

После рождения нужно проявлять максимум внимания к своему малышу. Особенно в тех случаях, когда при беременности и родах он получил какие-либо повреждения нервной системы. Необходимо:

  1. Следить за состоянием малыша. При любых признаках неполноценности речевого развития следует обращаться к врачу.
  2. Посещать логопеда и невролога для проверки речевых функций ребенка.
  3. Принимать меры защиты ребенка от любых инфекций и соматических болезней.
  4. Разговаривать с ребенком, стимулировать его попытки произнести слова.
  5. Помогать ему развивать моторику, а также поощрять стремление к изучению мира.
  6. Исключать самолечение и водить ребенка к врачу, а также применять все лекарственные препараты, которые будут выписаны в больнице.

Профилактические меры помогут свести риск развития дизартрии к нулю.

Характеристика клинических форм дизартрии

Клинические формы дизартрии можно определить по характерным симптомам проявления болезни. Они представлены в таблице.

Клиническая форма дизартрии Характеристика симптомов
Стёртая Нарушения моторики и звукопроизношения диагностируются в 5-6 лет. Допускаются ошибки в артикуляции сонорных, шипящих и свистящих звуков. Речь неразборчивая, тусклая, невыразительная. Голос прерывистый, глухой.

Ребёнок обладает низкой работоспособностью и высокой утомляемостью. Имеет синюшний цвет конечностей.

Бульбарная Ослабляется подвижность мышц органов говорения, происходит потеря звучности голоса, звуки произносятся нечётко.

Появляется упрощённая артикуляция: выпадают звонкие согласные, преобладают глухие. Стирается разница в произношении ударных и безударных. Речь становится монотонной, механической, без ритма и эмоций.

Сопутствующие симптомы: высокая температура, головная боль, тошнота.

Псевдобульбарная Спазм мышц

· искажает звуки «л», «ш», «щ», «ч»;

· делает невозможным правильное произношение звука «р»;

· смягчает звуки «л», «ш», «ж»;

· меняет звучание звуков «и», «э».

Речь хриплая, «в нос». Челюсти и губы не способны плотно сжиматься, отчего наблюдается обильная течь слюны изо рта. На лице – «насильственная» улыбка.

Дети обычно молчат, имеют скудный словарный запас.

Подкорковая Отмечается тесная связь речевой деятельности с эмоциональным состоянием: в комфортном состоянии больной чётко произносит звуки, слова и предложения; во время напряжения и беспокойства речь меняется: становится невнятной, гнусавой, происходят непроизвольные выкрикивания заднеязычных «кы» и «гы». Постепенно способность говорить трансформируется в бормотание со стонами и выкриками.
Мозжечковая Наблюдается диспросодия – нарушение ритмичности и плавности процесса говорения, отсутствие ударений (логических и в словах). Речь толчкообразная, дрожащая, невнятная, с неравной силой голоса. Звонкие звуки оглушаются, мягкие произносятся твёрдо. Преобладает назальное (в нос) произношение.

Больной говорит с усилием, напряжённо, при этом краснеет или бледнеет. Мимика практически отсутствует.

Корковая Речь замедляется, утрачивает плавность, потому что пациенту сложно шевелить губами и языком. Плохо произносятся переднеязычные звуки, выпадают сложно произносимые фонемы, раздельно проговариваются звуки в сочетаниях «тс», «стн», «здр». Артикуляция сопровождается высовыванием языка, наморщиванием лба, зажмуриванием глаз.
Паркинсоническая Для речи характерно отсутствие интонационной окраски, яркости, точности, частые остановки и повторения слов и звуков, голос глухой.
Холодовая Затруднение артикуляции при пониженной температуре окружающей среды

Разновидности дизартрии

С учетом того, какая зона мозга повреждена, отличают и симптомы заболевания. По локализации пораженного участка и комплексу симптомов отличают несколько видов болезни:

  • Псевдобульбарная дизартрия у малышей отличается монотонностью речи, зачастую непроизвольным смехом или плачем. Нарушены структуры мозга, особенно проводящие корково-ядерные каналы. Во время псевдобульбарной дизартрии осложнен переход с одной артикуляционной позиции на другую. Возможны синкинезии (содружественные движения), избирательное нарушение произвольных движений, усиление глоточного рефлекса, обильное слюнотечение, дисфагия, поперхивание. Речь детей с псевдобульбарной дизартрией невнятная, смазанная, имеет носовой характер, значительно нарушено нормативное воспроизведение соноров, шипящих и свистящих. Псевдобульбарная форма считается самой распространенной.
  • Бульбарная дизартрия. Отличительной особенностью является отсутствие мимики. Зачастую болезнь сопровождается осложнением глотания, тем более жидкой пищи. Звуки трудно различимы, артикуляция невнятная. Поражены тройничный, лицевой, блуждающий, языкоглоточный и подъязычный нервы.
  • Мозжечковая дизартрия у малышей вызывает частую смену тональности и громкости речи, звуки растянуты. Нарушен мозжечок.
  • Корковая дизартрия. Дети неправильно выговаривают слоги, однако структура слов сохраняется. Нарушены отдельные участки коры мозга.
  • Холодовая дизартрия. Характеризуется дефектами речи, которые связаны с резким изменением температуры внешней среды.
  • Подкорковая дизартрия. Дети говорят в нос, речь невнятная и неотчетливая. Вероятна патология в форме самопроизвольных движений в разных мышечных группах. Нарушены подкорковые структуры, которые контролируют формирование речи.
  • Комбинированная форма. Зачастую является результатом травм у маленьких детей.

Что такое дизартрия по логопедической классификации? По логопедической классификации детская дизартрия отличается по степеням:

  1. Первая степень – стертая. Определяется в 4-5 лет. Стертая степень отличается искажением или смешением звуков. Осложнено проговаривание свистящих и шипящих звуков. возможна у детей с нормальным психологическим и физическим развитием. Определяется лишь специалистом. Стертая степень легче остальных поддается лечению.
  2. Вторая степень – речь детей понятна, однако присутствуют выраженные дефекты.
  3. Третья степень – речь детей нарушена настолько, что понятна лишь родителям.
  4. Четвертая степень – речь ребенка непонятна или не формируется.

Упражнения и гимнастика

В эту группу, помимо артикуляционной и лечебной гимнастики, входит массаж (точечный и логопедический).

Фото: Логопедический массаж

Мероприятия такого рода производятся ежедневно.

Массаж направлен на развитие лицевых мышц. Он может выполняться родителями, специалистами и самим ребёнком. Процедуры просты:

  • поглаживание, легкое пощипывание кожи нижней челюсти, щёк и губ;
  • сближение губ в вертикальном и горизонтальном положении с помощью пальцев;
  • поглаживание мягкого нёба подушечками среднего и указательного пальцев в направлении «от себя» (не дольше 2 минут).

Самостоятельно ребёнок может заниматься перед зеркалом: он должен пытаться повторить движения губ при произнесении звуков, которые видит у взрослых. Хорошим подспорьем станут картинки с изображением человека, произносящего звуки.

Фото: Массаж лицевых мышц

Тренировка речевого аппарата

Допустимы следующие упражнения:

  • медленное открывание и закрывание рта;
  • задержка рта на несколько секунд в открытом и полуоткрытом положении;
  • вытягивание губ в букву «о»:
  • поднятие губ и обнажение зубов (так называемый оскал).

Существует особая детская разновидность гимнастики — сладкая. Для выполнения упражнений используются леденцы на палочках и обычные твёрдые карамельки. Ребёнок зажимает леденец губами (при этом зубами придерживать нельзя), а родитель пытается за палочку вытащить конфету. Вместо сладкого иногда используют марлю или другой мягкий, не способный травмировать слизистую предмет.

Фото: Гимнастика с леденцом

С карамелью производят другие манипуляции: смазывают ей разные углы рта и губы ребёнка, задача последнего — облизать обработанные отделы ротовой полости. Данное упражнение способствует укреплению мышц языка.

Фото: Ребенок облизывается

Физкультура

Больному дизартрией нужно развивать вестибулярный аппарат. Особенно популярно упражнение с прыжками: ребёнок, стоя на одной ноге, начинает приподниматься на носок и опускаться (взрослый поддерживает его за талию или руки); после чего ребёнок невысоко подпрыгивает на той же ноге.

Некоторые специалисты рекомендуют проводить процедуру контрастного душа и закаливания.

Для развития мелкой моторики ребёнку предлагаются игры:

  • пазлы;
  • пластилин;
  • конструкторы;
  • счётные палочки и др.

Дыхательная гимнастика

Ранее этот метод считался альтернативным, сейчас его действенность научно доказана. Дыхательная гимнастика устанавливает плавность речи.

Какие бы методики вы ни выбрали, существует определённый «костяк»:

вдохи производятся через нос и имеют резкий, «шмыгающий» характер;
выдохи осуществляются по инерции, концентрировать внимание на них не нужно.

Как правило, параллельно с дыхательными выполняются лёгкие физические упражнения: плавное поднятие и опускание рук, разминание плечевых суставов, вращение кистей и проч.

Фото: Дыхательные упражнения

Логопедические упражнения

Цель логопеда всегда одна — речь ребёнка должны понимать окружающие. Соответственно, его задача — «поставить» произношение разных звуков. Курс лечения назначается индивидуально в зависимости от состояния голосового аппарата. Функции родителей — закрепление и повторение уже пройденного.

Как правило, параллельно с дыхательными выполняются лёгкие физические упражнения: плавное поднятие и опускание рук, разминание плечевых суставов, вращение кистей и проч.

Фото: Занятия с логопедом

Иногда врачи рекомендуют использовать рефлексотерапию, т.е. иглоукалывание, и гирудотерапию, т.е. лечение пиявками. Оба метода являются альтернативными, они пришли в нашу страну из восточных государств и пока никак себя не зарекомендовали. Однако вред ни та, ни другая процедура не наносит.

Время лечения во многом зависит от степени заболевания и интенсивности занятий. В некоторых, особо сложных случаях вылечить дизартрию невозможно, так как нарушения тканей головного мозга необратимы. В других — достаточно месяца или двух. Средний курс терапии составляет около полугода.

Диагностика дизартрии у детей

Для того чтобы поставить правильный диагноз, ребенка необходимо отвести на прием к психологу, невропатологу и логопеду. Также необходимо провести ряд процедур для получения общей картины заболевания, а именно:

  • Электрофизиологические исследования (электронейрографию, электроэнцефалографию и электромиографию);
  • Транскраниальную магнитную стимуляцию;
  • МРТ головного мозга.

Логопед, при постановке диагноза дизартрии у детей, проводит тщательное обследование, в которое включается оценка имеющихся неречевых и речевых нарушений. Во время оценки неречевых симптомов врач определяет состояние речевой и мимической мускулатуры, изучает строение артикуляционного аппарата, характер дыхания ребенка и объем артикуляционных движений. Особое значение при постановке диагноза играет анамнез речевого развития

При диагностике устной речи логопед обращает внимание на:

  • Произносительную сторону речи – ритм, темп, просодику, звукопроизношение и разборчивость речи;
  • Синхронность голосообразования, дыхания и артикуляции;
  • Фонематическое восприятие ребенка, а также уровень развития лексико-грамматического строя речи.

Диагностика письменной речи при дизартрии у детей включает в себя выполнение ребенком различных заданий, таких как письмо под диктовку, списывание отрывков с книг, чтение вслух, а также проверку осмысления ребенком прочитанного материала.

Помимо посещения невропатолога и логопеда, при диагностике дизартрии у детей, также требуется осмотр психолога, который проведет исследование на общее интеллектуальное развитие ребенка.

Важно знать, что стёртая дизартрия у детей диагностируется после достижения ребенком возраста 5 лет. Это обусловлено тем, что даже у абсолютно здоровых детей в более раннем возрасте могут встречаться схожие с легкой (стёртой) дизартрией проявления, которые о наличии нарушения не свидетельствуют

Причины дизартрии

Как было сказано ранее, дизартрия — заболевание, связанное не только с логопедическими, но и с психиатрическими и неврологическими нарушениями. Потому и причины возникновения этого расстройства исходят из этих предпосылок.

Нередко дизартрия сопровождает детский церебральный паралич, подразумевая те же причины появления. Это поражения центральной нервной системы органического характера. Как правило, возникают эти нарушения во внутриутробном периоде, во время родов или же в период раннего развития — до двух-трех лет. Если говорить о периоде беременности, то факторами появления дизартрии могут выступить токсикозы, гипоксия плода, конфликт резус-факторов, соматические заболевания матери. В период раннего развития и во время разрешения матери причинами появления нарушения могут стать патологическое течение родов, травмы, асфиксия, ядерная желтуха. Нарушение также может проявиться и у недоношенных детей. Дети, страдающие ДЦП, в большинстве своем также имеют это логопедическое заболевание — процент поражения составляет практически 100%.

Нейроинфекции (например, менингит или энцефалит) часто также несут появление дизартрии. Помимо них, факторами появления являются гнойный отит, гидроцефалия, черепно-мозговые травмы, интоксикация, протекающая в тяжелой форме. Чаще всего ей сопутствуют и поражения ЦНС.

Несмотря на то, что заболевание чаще всего появляется в детском возрасте, и у взрослых людей может возникнуть дизартрия. В большинстве случаев это обусловлено перенесенными травмами и поражениями ЦНС (инсульты, черепно-мозговые травмы тяжелой степени). Нейрохирургические вмешательства и опухоли головного мозга также могут повлиять на состояние речевого аппарата пациента. Кроме того, дизартрия появляется у больных с рассеянным склерозом и другими заболеваниями этой группы, болезнью Паркинсона, миастенией, миотонией, атеросклерозом, олигофренией и так далее. Проще говоря, в большинстве случаев дизартрию сопровождает тяжелое поражение нервной системы и нарушение деятельности головного мозга.

Коррекция дизартрии

Коррекционную работу для преодоления дизартрии необходимо проводить регулярно наряду с приемом медикаментозного лечения и реабилитационной терапии (например, лечено-профилактическими упражнениями, лечебными ваннами, гирудотерапией, иглоукалыванием и др.), которая назначается невропатологом. Хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы коррекции, такие как: дельфинотерапия, изотерапия, сенсорная терапия, пескотерапия и др.

Коррекционные занятия, проводимые логопедом, подразумевают под собой: развитие моторики речевого аппарата и мелкой моторики, голоса, формирование речевого и физиологического дыхания, коррекция неверного звукопроизношения и закрепление поставленных звуков, работу над формированием речевой коммуникации и выразительностью речи.

Содержание и способы коррекционной работы различаются в зависимости от тяжести и формы дизартрии, степени речевого развития.

Выделяют основные этапы коррекционной работы. Первый этап занятия – это массаж, при помощи которого развивается мышечный тонус речевого аппарата. Следующим этапом является проведение упражнения для формирования правильной артикуляции, с целью последующего правильного произношения звуков ребенком, для постановки звуков. Затем проводится работа по автоматизации при звукопроизношении. Последним этапом является обучение правильному произношению слов с использованием уже поставленных звуков.

Немаловажным для положительного исхода дизартрии является психологическая поддержка ребенка близкими людьми

Для родителей очень важно научиться хвалить детей при любых его, даже самых крохотных достижениях. У ребенка необходимо сформировать положительный стимул для самостоятельных занятий и уверенность в том, что он все сможет

Если у ребенка не наблюдается совсем никаких достижений, то следует выбрать несколько вещей, которые у него лучше всего получаются и хвалить его за них. Ребенок должен чувствовать, что его любят всегда, вне зависимости от его побед или проигрышей, со всеми его недостатками.

Прогноз

При своевременном и качественном лечении у квалифицированных врачей прогноз будет положительным. Даже при тяжелой степени заболевания есть большой шанс на частичное выздоровление, если начать процедуры вовремя.

Очень большое значение имеет психофизический настрой. Ребенок должен хотеть вылечиться и прикладывать все необходимые усилия. Для этого нужна постоянная поддержка со стороны родителей и их желание добиться результата.

Большинство детей, страдающих от стертой формы болезни, вылечиваются полностью. Они могут посещать обычную школу со сверстниками. При этом учащийся будет хорошо себя чувствовать и справляться со всеми задачами. Но те, кто болен тяжелой формой дизартрии, могут рассчитывать лишь на частичное восстановление речи. По этой причине обучение в классической школе для них может быть затруднительным, также у них чаще всего развиваются комплексы.

Классификация

В неврологии дизартрию подразделяют на 6 типов. Представлено в таблице

Вид

Характеристика

Бульбарная

Полный паралич мышц, отвечающих за способность говорить. Возникает из-за поражения ядер черепно-мозговых нервов.

Особенности:

  • речь невнятная;
  • звуки неразличимы между собой;
  • мимика отсутствует.

Заболевание протекает крайне тяжело. Также ребенок не способен есть жидкую пищу.

Псевдобульбарная

Паралич мышц, отвечающих за речь. Возникает из-за нарушений в работе головного мозга (корково-ядерные пути).

Особенности:

  • речь монотонная, но понятная;
  • непроизвольных смех или плач;
  • движения языка заторможены и затруднены;
  • амимия лица.

Наблюдается обильное выделение слюны и дисгарфия (патология письменного оформления речи).

Корковая

Повреждение одной стороны коры головного мозга. Патология затрагивает мышцы речевого аппарата, вызывая паралич.

Особенности:

  • речь внятная при медленном темпе высказывания;
  • множество пауз во время разговора подобно заиканию;
  • во время быстрого произношения происходит искажение звуков.

Отдельные слова дети говорят правильно.

Подкорковая

Проявляется из-за ошибочных команд головного мозга (непроизвольные движения речевых групп мышц). Возникают в период покоя и могут усиливаться при желании ребенка говорить, вызывая тревожность. Речь невнятная и смазанная. Голос громкий, резкий с хрипами.

Мозжечковая

Расстройство артикуляционной моторики. Ребенок в процессе речи разделяет слово на слоги и ставит ударение на каждый из них либо выкрикивает слова. Наблюдается тремор языка. Встречается расстройство редко.

Смешанная

Поражение возникает одновременно в нескольких местах головного мозга. Возникает из-за травм. Характерна для детей в возрасте до 2 лет. Проблемы с речью разнообразны и зависят от степени патологии.

Логопедическая классификация разделяет дизартрию по степени выраженности на 4 группы

1.Стертая форма (легкая). Распространенный вид заболевания. Возникает в следствии патологий в головном мозге.

Особенности:

  • плохая дикция;
  • непонятная речь;
  • изменение звуков в процессе произношения;
  • нарушения мелкой моторики.

Диагноз возможно поставить ребенку в 5 лет. Детям не составляет труда выговаривать отдельные звуки. Но при произношении сложных слов или фраз возникают проблемы с правильной постановкой звуков. Из-за этого речь становится невнятной, размытой, сложной к пониманию.

2. Степень характеризуется дефектами в произношении звуков. Речь в основном понятна окружающим.

3. Степень: высказывания понятны только людям, находящимся в постоянном контакте с ребенком.

4. Полное отсутствие речи. В некоторых случаях произношение присутствует, но не понятно даже родителям.

Лечение

Основная направленность лечения дизартрии – это развитие у ребенка нормальной речи, которая будет понятна окружающим, не будет препятствовать общению и дальнейшему обучению элементарным навыкам письма и чтения.

Коррекция и терапия при дизартрии должны быть комплексными. Кроме постоянной логопедической работы требуется также и медикаментозное лечение, назначенное невропатологом, и ЛФК. Терапевтическая работа должна быть направлена на лечение трех основных синдромов: расстройства артикуляции и речевого дыхания, нарушения голоса.

Медикаментозная терапия дизартрии подразумевает под собой назначение ноотропов (например, Глицин, Энцефабол). Их положительный эффект основан на том, что они специфически воздействуют на высшие функции мозга, стимулируют умственную деятельность, улучшают процессы обучения, интеллектуальную деятельность и память детей.

Лечебная физкультура заключается в проведении регулярной специальной гимнастики, действие которой направлено на укрепление мышц лица.

Хорошо зарекомендовал себя массаж при дизартрии, который обязательно нужно делать регулярно и ежедневно. В принципе массаж – это первое с чего начинается лечение дизартрии. Он заключается в поглаживании и легком пощипывании мышц щек, губ и нижней челюсти, сближении пальцами губ в горизонтально и вертикальном направлении, массировании подушечками указательного и среднего пальцев мягкого неба, не более двух минут, при этом движения должны быть вперед и назад. Массаж при дизартрии нужен для нормализации тонуса мышц, которые принимают участие в артикуляции, снижения проявления парезов и гиперкинезов, активирования плохо работающих мышц, стимулирования формирования зон головного мозга, отвечающих за речь. Первый массаж должен занимать по времени не более двух минут, затем постепенно следует увеличивать время массажа, пока он не достигнет 15 минут.

Также для лечения дизартрии необходимо натренировать дыхательную систему ребенка. С этой целью достаточно часто применяют упражнения, разработанные А. Стрельниковой. Они заключаются в резких вдохах при наклонах и выдохах при выпрямлении.

Хороший эффект наблюдается при самостоятельных занятиях. Они заключаются в том, что ребенок стоит перед зеркалом и тренируется воспроизводить такие движения языка и губ, какие он видел при разговоре с другими. Приемы гимнастики для улучшения речи: открыть и закрыть рот, вытянуть губы как бы «хоботком», удержать рот в открытом положении, затем в полуоткрытом. Нужно попросить ребенка зажать в зубах марлевую повязку и попытаться выдернуть эту повязку у него изо рта. Также можно использовать леденец на полочке, который ребенок должен удерживать во рту, а взрослому нужно его достать. Чем меньшим размером будет леденец, тем труднее будет ребенку его удерживать.

Робота логопеда при дизартрии заключается в автоматизации и постановке произношения звуков. Начинать нужно с простых звуков, постепенно переходя к трудным для артикуляции звукам.

Также немаловажным в лечебно-коррекционной работе дизартрии является развитие мелкой и крупной моторики рук, тесно связанной с функциями речи. С этой целью обычно используют пальчиковую гимнастику, собирание различных пазлов и конструкторов, сортировку небольших предметов и их перебирание.

Исход дизартрии всегда неоднозначен вследствие того, что заболевание вызвано необратимыми нарушениями в работе центральной нервной системы и головного мозга.

Стертая дизартрия

Стертая форма довольно часто встречается в медицине. Основные симптомы этой формы заболевания заключаются в невнятности и невыразительности речи, плохой дикции, искаженности звуков, замене звуков в сложных словах.

Впервые термин «стертая» форма дизартрии был введен О. Токаревой. Она описывает симптомы этой формы как легкие проявления псевдобульбарной формы, которые довольно труднопреодолимы. Токарева считает, что больные дети данной формой заболевания множество изолированных звуков могут произносить так как нужно, однако в речи они недостаточно дифференцируют звуки и слабо их автоматизируют. Недостатки произношения могут носить совершенно разный характер. Однако их объединяют несколько общих признаков, таких как размытость, смазанность и нечеткость артикуляции, проявляющиеся особо резко в речевом потоке.

Стертая форма дизартрии – это патология речи, которая проявляется расстройством просодического и фонетического компонентов системы, возникающая вследствие микроочагового поражения мозга.

Сегодня диагностика и способы коррекционного воздействия проработаны довольно слабо. Данная форма заболевания чаще диагностируется только после достижения ребенком возраста пяти лет. Всех детей с подозрением на стертую форму дизартрии направляют к невропатологу для подтверждения или не подтверждения диагноза. Терапия при стертой форме дизартрии должна быть комплексной, объединяющей в себе медикаментозное лечение, психолого-педагогическую помощь и логопедическую помощь.

Симптомы стертой дизартрии: моторная неловкость, ограниченное количество активных движений, быстрая утомляемость мышц при нагрузках функционального характера. Больные дети не очень устойчиво стоят на одной ноге и не могут совершать прыжки на одной ноге. Такие дети гораздо позднее других и с трудом усваивают навыки самообслуживания, такие как застегивание пуговиц, развязывания шарфа. Они характеризуются скудной мимикой, невозможностью держать рот закрытым, так как нижняя челюсть не может зафиксироваться в приподнятом состоянии. При пальпации лицевые мышцы вялые. В связи с тем, что губы тоже вялые, не происходит необходимая лабиализация звуков, поэтому ухудшается просодическая сторона речи. Звукопроизношение характеризуется смешением, искажением звуков, их заменой или полным отсутствием.

Речь таких детей довольно трудно понять, она не обладает выразительностью и внятностью. В основном наблюдается дефект воспроизведения шипящих и свистящих звуков. Дети могут смешивать не только близкие по способу образования и сложные звуки, но и противоположные по звучанию. В речи может появляться назальный оттенок, темп чаще бывает ускорен. Голос у детей тихий, они не могут менять высоту голоса, подражая каких-нибудь животных. Речь характеризуется монотонностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector