Причины появления афазии у детей, диагностика и способы устранения

Казакова И.В.

Дисфазия развития (phasestemporoparietoocsipitalis

  • комплексного воздействия;
  • учета закономерностей онтогенеза речевой системы ребенка и закона гиперкомпенсации функций головного мозга;
  • опоры на ведущую деятельность ребенка (в том числе на мотивационно-эмоциональную сферу);
  • системности (формировать все компоненты речевой системы);
  • взаимосвязи речи с другими психическими процессами.
  • Новые слова, обозначающие предметы и явления, произно­сите ребенку по 5-6 раз, меняя тембр голоса. Длинные и сложные слова нужно стараться произносить как бы нараспев (лепетный ме­тод), чтобы гласная впереди стоящего слога плавно перетекала на последующий слог (МАШИНА-МАА-ШИИ-НАА). (Способствует активизации в головном мозге зон сенсорной (понимания) и мотор­ной (говорение) речи).
  • При пропевании новых слов старайтесь, чтобы ребенок смотрел на ваши губы и лицо (Бессознательно ребенок запоминает, как правильно подбирать артикуляционные позы для произнесения звуков).
  • Ежедневно делайте пальчиковую гимнастику обеих рук. Производите массирующие круговые движения каждого пальчика под ритмическую стимуляцию, произнося стишки, потешки, песен­ки. Учите ребенка показывать пальчиковые позы (исходная позиция пальчики сжаты в кулачок) — «зайчик» (второй и третий пальчики), «хорошо» (первый большой пальчик), «о’кей» (кружочек — первый и второй пальчики), «козочка» (второй и пятый пальчики). В данной методике можно использовать комплект пальчикового театра. (Спо­собствует через развитие моторики рук активизации в головном мозге зоны моторной (говорение) речи).
  • В повседневной жизни старайтесь мотивировать ребенка на речевую деятельность. Если ребенок что-то хочет и при этом жес­тикулирует, делайте вид, что вы не понимаете его, и задавайте во­прос: «Что ты хочешь?», «Кто/что это?». При появлении эмоций проговаривайте предмет или действие, как описано в первом пунк­те. Также хорошо помогает общение ребенка с животными (кон­тактный зоопарк), лечебная верховая езда (иппотерапия), лечение с помощью собак (канис-терапия). (Эмоции способствуют появле­нию мотивации к речевой деятельности и снижению невербальных (жестов) средств общения.)
  • Используйте элементы логопедического массажа. Все приемы не должны вызывать болезненных ощущений у ребенка. Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с мед­ленным, плавным ритмом. Руки должны быть теплыми и чистыми. Массаж языка проводят с помощью деревянного шпателя, зубной щетки или просто большим и указательным пальцами, одетыми в напальчники (набор «Мир детства» для массажа щек и языка ново­рожденного). Большим и указательным пальцами левой руки акку­ратно придерживайте язык. Проводите поглаживающие и вибраци­онные движения левой и правой половин языка и щечек. Массаж рекомендуется выполнять через день. (Способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, под­вижности и точности движений, активизации зоны моторной ре­чи головного мозга.)
  • Данные методы рекомендуем проводить в игровой фор­ме, в непринужденной обстановке. Для привлечения внимания используйте преувеличение, усиление эмоций, смену видов дея­тельности.

Причины возникновения диспраксии у детей

Если у взрослых нарушение праксиса (апраксия) обусловлено преимущественно корковыми поражениями, то у детей более важную роль играет своевременное созревание (или несозревание) подкорковых структур. Поэтому диспраксия развития носит чаще неспецифический характер (нарушено несколько видов праксиса и общая моторика) и сопровождается нарушениями сенсорного развития и эмоционально-волевыми, поведенческими расстройствами. Среди факторов развития диспраксии выделяют патологию течения беременности и родов и патологию периода новорожденности.

На сегодня выделяют две формы диспраксий с точки зрения этиологии. Первичная форма обусловлена несформированностью собственно двигательного анализатора, то есть тех отделов и зон головного мозга, а также нейронных путей, которые формируют программу действия. Далее мотонейроны  передают последовательно сигнал мышцам, а подкорковые отделы мозга автоматизируют типовые программы движений, такие, как «завязать шнурки».

На картинке видно, как движутся сигналы в нейронах от моторной коры больших полушарий вниз, через ствол, вдоль спинного мозга, образуя так называемый пирамидный путь. Это большой пучок нервных клеток, которые делают возможными сознательные произвольные движения.

Другая форма диспраксий – это так называемые вторичные диспраксии. Они обусловлены нарушением обработки и интеграции сенсорной информации у ребенка. Самая первая форма мышления у ребенка – это сенсомоторная. Получение полноценных ощущений возможно лишь в динамике, когда ребенок может повернуть глаза, голову, перевернуться, подтянуться, сесть, взять в руки интересующий предмет, полизать, почувствовать запах.  Позже – подползти, подойти, подбежать. Все мелкие и крупные движения помогают людям прочувствовать мир во всей его полноте. Но и сами ощущения от всех органов чувств – вестибулярные, проприоцептивные (мышечные), кинестетические, зрительные, слуховые – дают психике информацию о том, как выстроить схему, программу, последовательность движений, расположить тело в пространстве.  Сенсомоторный базис, который постепенно у него накапливается, позволяет сформировать ребенку картину окружающего мира, схему своего собственного тела. И уже на этой основе у него формируется семантическое (смысловое) поле, которое опосредуется знаком (словом), то есть развивается речь и далее вербальный интеллект, высшие формы мышления. Таким образом, при различных формах дизонтогенеза развиваются и дисфункция сенсорной интеграции, и диспраксия как две стороны единого процесса познания мира.

Вторичная диспраксия встречается чаще, чем первичная, и клиническая картина более тяжелая.

Обе группы нарушений праксиса у детей исследовала и описала в своей статье «Проблема постановки диагноза «Диспраксия развития» в детском возрасте» (2011 г.) невролог, доктор медицинских наук Ю. Е. Садовская с соавторами. Она приводит статистику, что при вторичной форме диспраксии намного чаще, чем при первичной, встречаются следующие сопутствующие расстройства: дефицит контроля эмоций и поведения, коммуникативный и сенсорный дефицит. Задержка речевого развития, речевой и когнитивный дефицит встречаются одинаково часто при первичной и вторичной форме диспраксии

Также важно отметить, что при вторичной форме дети чаще стремятся избежать выполнение задания, проявляют негативизм, испытывают психологические трудности, чувствуя себя не такими, как все. То есть социальная адаптация у детей с вторичной диспраксией, как правило, затруднена

Дефект двигательной сферы у них более обширный, затрагивает больше видов произвольных действий (при первичной форме – более «точечный»).

Нормы у детей от 2 до 3 лет

Начиная с двух лет, у малыша формируется речевая база, поэтому в этом возрасте важно уделить особое внимание развитию его речи. Нормами речи у детей 2-3 лет можно считать:

Нормами речи у детей 2-3 лет можно считать:

  1. После исполнения малышу двух лет его словарный запас составляет не менее 200 слов. Причем после двухлетнего рубежа запас начинает стремительно расти и уже спустя шесть месяцев должен равняться 1000 слов. Основная часть запаса — существительные, чуть меньше должно быть глаголов. В три года ребенок должен активно включать в свою речь местоимения, предлоги, союзы, прилагательные, а также наречия.
  2. Ребенок с двух лет строит предложения из трех слов, может уже объяснить свои желания и элементарные потребности, легко общается со сверстниками. Большая часть предложений повествовательные, реже встречаются восклицательные. Вопросительные предложения зачастую состоят из одного-двух слов.
  3. Дети с двух с половиной лет начинают характеризовать предметы: называют из размер, цвет, вкус, высказывают впечатление о событиях или предметах (но еще односложными предложениями).
  4. В речи наблюдаются обобщающие слова. Например, помидор и огурец — это овощи; сапоги и туфли — это обувь.
  5. Слова из двух или нескольких повторяющихся слогов (например, «ту-ту» или «би-би») уже не должны присутствовать в речи.
  6. Речь взрослого должна уже полностью восприниматься ребенком. Кроме этого, малыш начинает высказывать свою реакцию на обращение старших.
  7. В два года еще допускаются ошибки в склонении слов, согласовании родов и чисел. В трехлетнем возрасте эти ошибки устраняются.
  8. Возможно замена букв или целых слогов в словах (допускается «копатка» вместо «лопатка»).
  9. В два года нет ничего страшного в замене шипящих букв на свистящие, а также твердых на мягкие. Но уже в три года много малышей произносят даже самые трудные звуки — р и л.

Также отметим, что у девочек словарный запас больше, чем у мальчиков. Это не считается отклонением. Малыши легко учат небольшие стишки, умеют рассказать их с эмоциями.

Эфферентная моторная афазия

Эфферентная моторная афазия возникает на фоне повреждения премоторной зоны церебральной коры. При такой отклонении наблюдается диспросодия и проблемы с переходом между артикуляционными позами.

Причины эфферентной моторной афазии

Распространенная причина эфферентной моторной афазии – нарушение мозгового кровообращение. Оно может быть как острым, так и хроническим. Такое состояние наблюдается при атеросклерозе, тромбоэмболии и спазме. Отклонения наблюдаются в передней ветви средней мозговой артерии.

Заболевания, провоцирующие развитие эфферентной моторной афазии:

  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоль;
  • эпилепсия;
  • дегенеративные процессы.

К числу инфекционно-воспалительных патологических процессов относится абсцесс головного мозга, энцефалит. Опасность медленных инфекций центральной нервной системы заключается в длительном латентном периоде.

Злокачественные новообразования прорастают в ткани, доброкачественные – сдавливают их по мере своего роста. Под дегенеративными процессами чаще всего подразумевается рассеянный склероз, при котором наблюдаются демиелинизация нервных волокон.

Симптомы эфферентной моторной афазии

При эфферентной моторной афазии возникают персеверации и частые повторы слов. Наблюдаются следующие симптомы:

  • дефекты переключения;
  • проблемы с интонацией и ударениями;
  • нарушение конструкции фраз;
  • преобладание глаголов в инфинитиве и существительных в именительном падеже;
  • длительные паузы.

В запущенных случаях пациент не может слить в один слог сразу гласный и согласный звук. Он частично понимает речь и наличие своего дефекта.

Лечение эфферентной моторной афазии

Изначально проводится лечение причиной патологии. Коррекция самого речевого отклонения проводится на стадии реабилитации. Назначаются логопедические занятия. Они помогут восстановить звуко-буквенный анализ, а также устранить трудности артикуляционного переключения. Длительность такого лечения зависит от тяжести состояния пациента.

Прием медикаментов необходим для улучшения метаболизма нейронов. Назначается комбинированное лечение. Рекомендуется прием следующих групп препаратов:

  • нейропротекторы;
  • витамины;
  • ноотропы;
  • вазоактивные лекарства.

Большое значение имеет психологическая помощь и поддержка пациента во время проведения терапии. В некоторых случаях требуются консультации психотерапевта.

Характерные симптомы нарушения

Клиническая картина сенсомоторной формы речевого расстройства предполагает наличие симптоматики, характерной для обоих видов афазии. Тяжелое поражение коры головного мозга затрудняет межличностное общение, хотя и не сказывается на умственном развитии, и является основанием для получения инвалидности.

В зависимости от локализации очагов поражения сенсомоторная афазия имеет симптоматику, схожую с моторной или сенсорной патологией. Первую подразделяют на две разновидности:

  • Афферентную – когда пациент произносит отдельные звуки или слоги, однако не может контролировать этот процесс.
  • Эфферентную – у больного сохраняется способность к произношению фонем, однако ему сложно перейти от одного слога к другому, он много раз повторяет один и тот же звук, или «застревает» на одном слоге и не может договорить слово целиком.

При сенсорном нарушении пациенты утрачивают способность распознавать речь других людей при сохранении слуха. При этом больной правильно произносит слова, может строить фразы. Его речь характеризуется ускоренным темпом. Но он не понимает смысла сказанного или услышанного.

Сенсомоторная афазия характеризуется сочетанием симптоматики обоих расстройств и утратой всех речевых функций. Часто тотальная афазия протекает на фоне неврологической (гемипарез – снижение двигательной активности конечностей с одной стороны), а также общей негативной симптоматики – депрессии, повышенной утомляемости или сонливости.

Механизм развития моторной афазии

В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.

Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле. Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины. Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.

Главная функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов. За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой. Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.

Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.

Существует 4 степени тяжести симптома:

  • Легкая.
  • Умеренная.
  • Выраженная.
  • Тотальная.

При легкой степени речь незначительно замедлена, словарный запас слегка уменьшен. Пациент активно использует бытовой лексикон, иногда встречаются слова в переносном значении. Больной описывает ситуации, произошедшие с ним или другими людьми.

Умеренная дисфазия характеризуется ограничением устной речи. Пациент говорит простыми фразами. В словарном запасе сохранены только простые слова на бытовую тему. Больной говорит неактивно, ему тяжело использовать предлоги.

Выраженная дисфазия сопровождается резким ограничением устной речи. При общении больные используют мимику и жесты. Пациент произносит фразы, но они очень простые, грамматически неверные.

Развивающие упражнения и занятия дома

Прежде чем приступить к занятиям по развитию речи, рекомендуем ознакомиться с простыми и при этом эффективными правилами:

Общение с ребенком начинается еще до момента его рождения.
Чтобы обеспечить эмоциональную стабильность малыша, во время занятий нужно смотреть на него с улыбкой.
Обращать внимание ребенка на движение мышц взрослых. Так ему будет проще соотнести движение и полученный звук.
Приготовьтесь, что ребенку в возрасте двух и трех лет нужно повторить все 10, а то и 20 раз

Это нормально, поэтому не стоит нервничать.
Слова проговариваются четко, медленно и громко.
Все старания детей должны поощряться, даже если у малыша в этот раз ничего не получилось.
Занятия должны быть ежедневными, но не дольше 20 минут. Оптимальный график — 2-3 раза в день по 10 минут.

Читайте малышу как можно больше. В чтении важную роль играет эмоциональность.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения способствуют формированию правильного дыхания, положительно влияют на сердечно-сосудистую и нервную системы. Кроме этого, при активном дыхании мозг насыщается кислородом, а значит, и лучше развивается.

Упражнения и рекомендации:

Даже на прогулке не забывайте об упражнениях. Дуйте на одуванчики, наблюдайте за ветром и сами попробуйте с ребенком подуть на листочки, чтобы они зашевелились

Обратите внимание ребенка на силу воздуха (на примере движения листочка).
На столе раскладываются кусочки ваты или салфетки. Малышу нужно сдуть все кусочки со стола.
Учите ребенка вдыхать носом и выдыхать ртом.
Приобретите малышу дудку или губную гармошку

Это не только отличная дыхательная гимнастика, но и развития слуха.
Каждый день давайте поиграть мыльными пузырями.
Можно набрать в емкость воды и запустить по ней кораблики и бумаги. Пусть ребенок управляет ими силой своего дыхания.

Артикуляционная гимнастика

Следующие простые — отличная профилактика нарушений звукопроизношения:

  • Попросите малыша достать кончиком языка до носа.
  • Повторите с ребенком, как цокает лошадка, пусть он оближет «варенье» с губ.
  • Разминка для губ — растянуть их в улыбке или в трубочке.
  • Перед зеркалом можно покорчить смешные рожицы, каждую рожицу желательно задержать на 2-3 секунды.

Способы лечения

Афферентная моторная афазия требует комплексного лечения. Оно будет проходить исключительно под контролем врача

При этом важно будет подобрать схему для конкретного человека, чтобы можно было значительно улучшить состояние здоровья. В первую очередь нужно бороться с болезнью, которая привела к моторной афазии

Допустим, если это был инсульт, тогда нужно будет восстановить естественное кровообращение или устранить последствия кровоизлияния.

При этом человеку при моторной афазии в обязательном порядке назначат медикаменты, которые восстановят функции центра Брока. С их помощью можно будет улучшить метаболизм нейронов, отвечающих за речевой аппарат. Могут потребоваться нейропротекторы, вазоактивные препараты, витамины, а также ноотропы. При этом пациент будет нуждаться в психотерапевтической поддержке, потому как он находится в сложном состоянии.

Для восстановления речевой функции при моторной афазии будут назначены логопедические занятия. На них будет проводиться коррекция речи, при этом человеку придётся преодолевать различные трудности. Непосредственно нужно будет учиться переключать артикуляционные позы, предупреждать аграмматизмы и восстанавливать звуко-буквенный анализ. Реабилитация будет проводиться в несколько этапов, при этом схема подбирается в зависимости от степени речевого дефекта.

При моторной афазии у человека будут все шансы восстановить речь, если тщательно пройти лечение

Важно понимать, что реабилитация может занять не один месяц, некоторым людям для устранения дефектов требуется несколько лет. Конкретный прогноз моторной афазии смогут сделать только врачи, ориентируясь на состояние пациента

При этом учитываться будет возраст человека, первопричина заболевания, а также качество лечения.

Понятие

При помощи рук, пальцев и специальных приспособлений (зондом, шпателем, зубной щеткой с мягкой щетиной) проводится воздействие на нужную область щек, зубов, языка. При помощи регулярного массажа удается за короткий срок улучшить состояние нервной системы, кровеносных сосудов речевого аппарата. Снимаются артикуляционные спазмы, нормализуется тонус мышц.

Требования к проведению речевого массажа

Массаж для развития речевого аппарата должен проводить логопед. Врач проходит специальный курс обучения, в результате которого получает знания в области детской анатомии и физиологии. Это помогает специалисту без вреда для здоровья детей выполнять манипуляции и улучшать речевые и коммуникативные показатели.

Логопедический кабинет для массажа обустраивается таким образом, чтобы ребенку там было приятно находиться. Чтобы отвлечь малыша и помочь ему расслабиться, в помещении расставляют игрушки, погремушки, располагают его в удобном мягком кресле.

При назначении курса логопедического массажа его выполняют ежедневно до тех пор, пока не достригутся положительные результаты. Некоторые элементы массажа можно проводить родителям самостоятельно дома. Специалист дает рекомендации по выбору техники воздействия, продолжительности и числу подходов.

Какой специалист назначает

К логопедическим манипуляциям можно приступать только после консультации у врача невролога. Именно он рассматривает возникшую проблему с развитием речи со всех сторон и назначает определенный курс лечебных мероприятий, в число которых и входит массаж. Невролог может назначить процедуру как самостоятельно, так и по рекомендации логопеда, который осматривает ребенка.

Показания и противопоказания

Логопедический массаж назначается детям раннего возраста при обнаружении у них следующих нарушений:

  • задержка речевого развития, а также отставание по возрасту в произношении определенных слогов (как правило, это распространяется на ребятишек до 3 лет);
  • неправильное произношение звуков (дислалия);
  • замедленность в движении артикуляционных мышц, зажимы речевых нервов (дизартрия);
  • задержка психического развития, при котором нарушается память, мышление, внимательность и, как следствие, затормаживается речь.

Логопедический массаж нельзя проводить ребятишкам раннего возраста при наличии у них следующих заболеваний:

  • грибковые или гнойные поражения кожи;
  • гематомы в ротовой полости, на губах;
  • инфекционные раны на кожных покровах;
  • эпилепсия;
  • онкология любой стадии;
  • туберкулез;
  • сосудные болезни;
  • проблемы с капиллярами (замедленная проходимость кровотока, слабая капиллярная сетка);
  • аллергические проявления.

Симптомы

Клиническая картина зависит от формы дисфазии.

  1. Акустико-гностическая. Возникает после поражения височной коры доминантного полушария. Характеризуется нарушением понимания речи. Ребенок слышит диалог не как набор очерченных слов, а совокупность бессмысленных звуков. Часто комбинируется с нарушением счета, чтения и письма.
  2. Амнестическая форма. Возникает при поражении задней области височной доли. В основе амнестической дисфазии – нарушение слуховой и речевой памяти и нарушение номинативной функции, когда малыш забывает наименование предмета или явления и пытается описать его словами.
  3. Афферентная моторная дисфазия. Возникает после повреждение нижней лобной извилины сзади доминантного полушария. В основе – нарушение иннервации мышц, отвечающих за артикуляцию. Речь становится трудно разборчивой, при тяжелых нарушениях – нечленораздельной.
  4. Эфферентная моторная афазия. Возникает после повреждения задней области лобного участка доминантного полушария. Эфферентная дисфазия отличается тем, что ему трудно сформировать речь и правильно выстроить ее структуру, последовательность.
  5. Динамическая форма. Диагностируется у подростков. Возникает при поражении задних структур лобной доли. Симптомы – повышенная продукция речи и преобладание в ней речевых шаблонов. Это проявляется тем, что малыша кроме стереотипных бытовых фраз ничего не произносит, а на вопросы отвечает максимально коротко – «да» или «нет».

Какие существуют степени тяжести динамической афазии

Для клиницистов имеет значение понимание того, на каком этапе происходит сбой речевого процесса. По способности к восстановлению выделяют две группы пациентов:

  1. I-я группа. Чаще пациенты пожилого и старческого возраста. Нарушение первичного звена формирования внутреннего высказывания. Низкая мотивация к восстановлению. Реабилитация длительная.
  2. II-я группа. Расстройство грамматического построения предложения. Сохраняется самокритика, мотивация в этой группе повышена. Реабилитация проходит легче и в сжатые сроки.

По степени тяжести выделяют следующие виды динамической афазии:

  1. Легкая. Встречаются эпизодические спонтанные высказывания в развернутой форме. Речь стереотипная, пациент часто пропускает глаголы или заменяет их другими частями речи. Отсутствует понимание фразеологических оборотов и переносного значения большинства слов.
  2. Средняя (среднетяжелая). Речь представлена короткими грамматическими фразами, которые часто бывают стереотипны. Характерны грамматические ошибки, пропуск глаголов. Отмечается снижение активности речи.
  3. Тяжелая. Спонтанные фразы отсутствуют. Пациент требует постоянной стимуляции речевого центра. При этой степени больной дает односложные ответы, разговаривает короткими отрывистыми речевыми штампами.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector