Аутизм у взрослых

Диагностика аутизма

Диагноз аутизм взрослым людям ставит квалифицированный врач на основе данных анамнеза, опроса и результатов инструментального обследования. Инструментальное обследование (электроэнцефалография) позволяет исключить вероятность сопутствующих патологий и провести дифференциальную диагностику. Дифференциальная диагностика аутизма во взрослом возрасте проводится при подозрениях на шизофрению или депрессивные расстройства.

Наиболее часто применяемыми диагностическими методами являются:

  • ЭЭГ для выявления судорожной активности;
  • МРТ и УЗИ для выявления изменений головного мозга.

Назначаются также консультации психиатра, невролога, сурдолога. АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), расположенная в центральном округе в двух шагах от метро «Маяковская», «Чеховская», «Новослободская» располагает новейшим лабораторным и диагностическим оборудование для проведения всестороннего обследования.

Характерные проявления

Боязнь общения с людьми, социальная изолированность могут указывать на наличие аутизма

Существуют определенные признаки, которые могут указывать на наличие аутизма у мужчины или женщины. Среди них отмечают:

  • сложности освоения новых навыков;
  • отсутствие увлечений;
  • легкую форму могут сопровождать непроизвольные, беспорядочные движения — больной постоянно теребит какой-то предмет, например, пуговицу, или почесывается в момент, когда говорит;
  • отсутствие дружеских взаимоотношений;
  • наличие отклонений в речи, могут проявляться шепелявостью, неправильным произношением определенных звуков, отсутствие интонации, заторможенностью, скудным запасом слов, несвязанным разговором;
  • возникновение панических атак при ярком свете или резком звуке;
  • монотонные беседы;
  • отсутствие эмоциональности, реакции на различные события в семье;
  • наличие циклического характера в деятельности, которая напоминает определенный ритуал;
  • отсутствие тактичности;
  • аутизм может сопровождаться немотой или слабым слухом, а это приведет к усилению изоляции;
  • сопротивление чужим прикосновениям, нежелание делиться своими вещами;
  • появление агрессии или наоборот страха взаимодействия с людьми;
  • отсутствие социальных навыков, сопереживания;
  • привязанность к дневному режиму — при наличии изменений возникает ощущение угрозы, опасности;
  • загруженность восприятия;
  • возможно отсутствие чувствительности к боли;
  • проблемы с отдыхом и сном;
  • страх перед переменами в жизни;
  • привязанность к определенным предметам и местам;
  • скудное проявление жестов и мимики.

Если Вас интересует вопрос, как проявляется данное заболевание у мужчин и женщин, то у первых присутствует постоянство, которое напоминает циклическую деятельность, которую можно спутать с паранойей

Самое важное для такого человека систематизировать предметы, которые его окружают. Подобными действиями мужчина предотвращает возникновение панической атаки и приступов агрессии. У представителей мужского пола данное состояние диагностируют чаще, чем у женщин

У последних аутизм может оставаться не диагностированным до самой смерти. У женщин заболевание могут сопровождать следующие симптомы: неряшливость, нежелание заниматься совершенствованием себя, отсутствие стремлений в жизни, невосприятие родительской ответственности, безучастность к жизни ребенка

У представителей мужского пола данное состояние диагностируют чаще, чем у женщин. У последних аутизм может оставаться не диагностированным до самой смерти. У женщин заболевание могут сопровождать следующие симптомы: неряшливость, нежелание заниматься совершенствованием себя, отсутствие стремлений в жизни, невосприятие родительской ответственности, безучастность к жизни ребенка.

Классификация заболевания у взрослых

Психологи выделяют пять групп патологии:

  • в первую группу входят пациенты, которые не взаимодействуют с окружающим миром. Представителям данной группы ставится диагноз аутизма и инвалидности;
  • во вторую группу входят больные, общающиеся с окружающим миром исключительно по собственной инициативе;
  • в третью группу входят взрослые, не принимающие нормы и взгляды общества;
  • в четвертую группу входят люди несамостоятельные, не умеющие справляться с проблемами, обидчивые. Диагностировать патологию может только психиатр;
  • в пятую группу входят люди с диагнозом легкий аутизм и уровнем интеллекта выше среднего.

У ребенка обнаружили аутизм. Что делать?

Первым делом специалисты рекомендуют не впадать в панику и не отрицать проблему. Зарегистрируйтесь на форуме или в сообществе единомышленников. Например, «Аутизм. Форум родителей и профессионалов» или на «Форуме родителей детей с аутизмом». Так вы сможете понять, что таких, как вы много и изучить опыт других семей. Полезной будет методичка «Родитель родителю». Поговорите с родственниками, братьями и сестрами ребенка. Объясните им, что такое аутизм. Отправьте ребенка на медицинское обследование. Дети с РАС часто не чувствуют собственного тела и не могут сообщить, что у них что-то болит или не впорядке. Обратитесь в ближайшую в вашем городе службу ранней помощи – организацию помощи детям с нарушениями развития. Например, в Москве это Городской психолого-педагогический центр Департамента образования

На этом этапе важно добиться правильной постановки диагноза. Ищите методики и куратора (тьютора), который будет писать и корректировать программу для вашего ребенка. Обязательно нужны занятия с логопедом-дефектологом, игровой терапевт и терапия в группе

Обязательно нужны занятия с логопедом-дефектологом, игровой терапевт и терапия в группе.

Каждый случай индивидуален – здесь придется действовать методом проб и ошибок.

Если диагноз поставлен, оформите ребенку инвалидность в Бюро медико-социальной экспертизы. Это даст возможность получить материальную помощь и льготы, например, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в общественном транспорте и другие.

Признаки

Признаки могут разительно отличаться у пациентов в зависимости от вида и степени заболевания. У 45% больных показатели IQ не выше 50, в то время как других считают «гениальными безумцами».

Выделяют типичные признаки аутизма у взрослых. В первую очередь это трудности в социализации, из-за чего аутисты не понимают намерений, слов и эмоций окружающих. Часто их пугает и настораживает мимика, жесты людей.

Некоторые не могут удерживать зрительный контакт, а другие пристально и навязчиво смотрят в глаза. Нередко человек с таким диагнозом не в состоянии проявлять сочувствие или дружескую, а тем более романтическую привязанность. Одни изолируются из-за непризнания их обществом через слабоумие или другие дефекты. Иные предпочитают одиночество по причине их собственного поведения.

Наблюдается зацикленность больного на одной теме или проблеме, при этом интерес к другим сферам отсутствует. Как правило, такая увлеченность помогает аутисту достичь высокого мастерства в выбранной им деятельности.

Отличительный признак аутизма у взрослых – строгая привязанность к собственному режиму. При несоблюдении или нарушении установленного графика больной может испытывать личную трагедию. В то же время он получает удовлетворение от повторяющихся однообразных движений в привычной для него среде.

Часто у таких больных нарушается природное восприятие, например, легкие объятия могут вызывать неприятные ощущения, а при усилении прикосновений больной успокаивается. Некоторые аутисты практически не испытывают боли. Зачастую они агрессивно реагируют на громкие звуки. Об их мыслях и чувствах практически невозможно догадаться.

Проявления аутизма у новорожденных

У грудничков и новорожденных детей значительно выражены внешние признаки, которые указывают на наличие заболевания: отсутствие улыбки, ярких эмоций, активности, присущей другим детям их возраста, мимики и многих жестов. Взгляд младенца зачастую устремлен в одну и ту же точку или на какой-либо определенный предмет.

Такие дети практически не просятся на руки и не копируют эмоции взрослых. У грудных детей аутистов практически отсутствует плач, он не создает проблем родителям, способен часами самостоятельно занимать себя, не проявляя никакого интереса к окружающему миру. Малыш не гулит, не лепечет, не отзывается на собственное имя. Для таких детей характерна некоторая задержка в развитии: поздно начинает сидеть и ходить, наблюдается отсталость в росте и весе.

Такие дети зачастую отказываются от грудного вскармливания и не приемлют прикосновений отца или матери.

На заметку родителям

Заметив, что чужой малыш устраивает истерику, не нужно проявлять выраженное недоумение. Вполне вероятно, что ребенок страдает аутизмом. Вести себя в таких ситуациях нужно тактично.

Советы родителям:

Нужно предложить свою помощь и попытаться ободрить родителей особенного ребенка.
Все предметы, которые окружают детей с аутизмом, должны быть безопасными.
Нужно оставаться максимально спокойным

Родители больных детей не должны сталкиваться с недоумением окружающих людей, нужно проявить по отношению к ним сочувствие и внимание. Не следует подвергать критике ни родителей, ни детей

Не стоит смотреть на ребенка в истерике пристально.
Не следует поднимать шум и привлекать к малышу внимание посторонних людей.
Не следует грубить родителям больного ребенка.

Ðакие оÑобенноÑÑи Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñебенка Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð½Ð°ÑÑоÑожиÑÑ ÑодиÑелей

РодиÑели, внимаÑелÑно оÑноÑÑÑиеÑÑ Ðº ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑÑ, доволÑно Ñано наÑинаÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑÑ, ÑÑо поведение Ð¸Ñ ÐºÑоÑи оÑлиÑаеÑÑÑ Ð¾Ñ Ñого, как ведÑÑ ÑÐµÐ±Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑвеÑÑÑники.

  • Ребенок Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÐµÑ Ð·ÑиÑелÑного конÑакÑа: он или ÑмоÑÑиÑ, напÑимеÑ, на гÑÐ±Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑÑÑего, или вообÑе не ÑмоÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð° Ñого, кÑо к Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð±ÑаÑаеÑÑÑ.
  • ÐеобÑÑÐ½Ð°Ñ ÑеакÑÐ¸Ñ Ð½Ð° пÑикоÑновениÑ. Ðело в Ñом, ÑÑо в Ñебенке ÑÑÑемление к ÑакÑилÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑакÑÑ Ð·Ð°Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¾ генеÑиÑеÑки, но деÑи-аÑÑиÑÑÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÑÑ Ð¿ÑикоÑновений, они могÑÑ Ð²ÑзÑваÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð°Ð³ÑеÑÑиÑ.
  • ÐеÑÑкий аÑÑизм, пÑизнаки коÑоÑого Ð¼Ñ ÑейÑÐ°Ñ ÑаÑÑмаÑÑиваем, пÑоÑвлÑеÑÑÑ Ñакже и в подÑеÑкнÑÑом безÑазлиÑии малÑÑа по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº маме или же, наобоÑоÑ, в невозможноÑÑи не видеÑÑ ÐµÐµ ÑоÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ðµ-Ñо вÑемÑ.
  • Ð Ð²Ð¾Ñ Ð¸Ð·Ð²ÐµÑÑнÑй вÑем пÑизнак аÑÑизма â лÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ðº одиноÑеÑÑÐ²Ñ â ÑÑо не ÑовÑем ÑоÑное опÑеделение. ÐеÑи-аÑÑиÑÑÑ Ð¿ÑоÑÑо не могÑÑ Ð¸ не ÑмеÑÑ Ð¾Ð±ÑаÑÑÑÑ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¸Ð¼ комÑоÑÑнее оÑÑаваÑÑÑÑ Ð½Ð°ÐµÐ´Ð¸Ð½Ðµ Ñ Ñобой.
  • ÐÑоме пеÑеÑиÑленного Ñакие деÑи, как пÑавило, не пÑоÑвлÑÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑа к окÑÑжаÑÑим пÑедмеÑам и лÑдÑм.

Годы в старших классах: что ждет ребенка и к чему его готовить

Окончив среднюю школу, ребенок начинает сталкиваться с новыми требованиями. Ученики начинают заниматься в разных аудиториях, появляются сложные инструкции, для каждого задания используются новые учебники. Нужно выполнять не просто домашнее задание, а делать целые проекты, что требует организации рабочего процесса.

Поэтому родителям и школе нужно осуществлять постоянную помощь подростку, которому сложнее адаптироваться к новым условиям.

Стоит сказать о протекании полового созревания, которое дается аутистам особо сложно. Это не значит, что подросток не понимает, как устроена репродуктивная система. Но принять изменения в себе ребенку бывает сложно. Родителям нужно провести беседу о тонкостях интимной жизни, поговорить по душам.

Многие подростки с РАС могут нуждаться в напоминании о придерживании правил гигиены. Родители должны отслеживать регулярность приема душа, бритья, опрятности одежды и наружного вида в целом

Важно донести, что личная гигиена важна как для здоровья, так и нормального существования в коллективе

Аутисты часто сталкиваются с изоляцией от участия в социальной жизни. Ученики с РАС реже участвуют в общественных и школьных мероприятиях. Дети с расстройством на 40% реже встречаются с друзьями вне школы, не созваниваются с ними по телефону без необходимости.

Просто найти общий язык со сверстниками им трудно.

Причины

Относительно этиологии заболевания не все специалисты придерживаются одинакового мнения. Считается, что единственная причина развития аутизма – это аномалия внутриутробного развития ЦНС.

Способствуют возникновению болезни следующие факторы:

  • резкая смена привычного образа жизни, например, переезд, увольнение с работы, развод, автомобильная катастрофа;
  • сильный стресс, перенесенный на фоне невозможности оправдать ожидания окружающих;
  • эмоциональная нестабильность;
  • долгий период проблем на работе или дома;
  • плохое обращение в детском либо подростковом возрасте со стороны родителей или сверстников.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В последнее время к причинам возникновения аутизма причисляют наследственность и вакцинацию. В любом случае, перечисленные факторы риска не зависят от человека, поэтому он не может повлиять на процесс развития аутизма.

Причины возникновения аутизма у детей до сих пор неизвестны, но был разработан и клинически подтвержден перечень гипотез о том, что может послужить толчком для развития заболевания:

  • генетическая предрасположенность;
  • мутации плода во время беременности;
  • последствия некоторых вакцин (гипотеза не нашла неопровержимого подтверждения);
  • черепно-мозговые травмы плода во время развития и ребенка в первые месяцы жизни;
  • расстройство восприятия вследствие информационной блокады;
  • нарушения в работе лобно-лимбического комплекса;
  • нарушения взаимодействия полушарий мозга;
  • неправильный обмен серотонина в организме;
  • хромосомные нарушения на стадии развития плода;
  • врожденные дефекты, возникающие ещё на стадии внутриутробного развития.

Но в редких случаях аутизм может возникнуть во взрослом возрасте. У взрослых аутизм – это тяжелое нарушение социального взаимодействия, которое сопровождается серьезными изменениями в структуре головного мозга. Заболевание во взрослом возрасте называется атипичным аутизмом. Причины появления аутизма в этом возрасте также до конца не изучены.

  • хроническая депрессия;
  • психические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы.

Абсолютно все формы аутизма могут возникать как в детском возрасте, так и быть приобретенными впоследствии. Развитие симптомов аутизма в зрелом возрасте происходит быстро и может стать причиной тяжелого состояния больного и его психической неуравновешенности.

Тестирование взрослых на наличие аутизма

Существует несколько десятков видов диагностических инструментов, что применяются во время выявления аутизма. Давайте ознакомимся с самыми распространенными методами диагностики:

  1. Тест RAADS-R применяется при таких заболеваниях, как аутизм, шизофрения, невроз, тревожное расстройство и депрессивный синдром.
  2. Aspie Quiz — современный метод тестирования пациентов, состоящий из ста пятидесяти вопросов.
  3. TAS-20 — тест на определение способности передачи эмоционального сочувствия к окружающим. Согласно статистическим данным, более восьмидесяти процентов аутистов испытывают трудности с описанием эмоций окружающих людей.
  4. «Торонтская шкала алекситимии» — этот тест позволяет выявить нарушения в когнитивных функциях и тесных ощущениях.
  5. SPQ — метод тестирования, выявляющий наличие шизоидных черт в психике пациента.
  6. EQ — диагностический инструмент, позволяющий дифференцировать эмпатию.
  7. SQ — тестирующая шкала, оценивающая уровень систематизации.

Обнаружить аутизм у взрослого человека в домашних условиях можно при помощи специального теста. Для этого следует попросить больного зафиксировать свой взгляд на определенном объекте. Повышенная концентрация внимания в сочетании с интересом к объекту является весомым поводом для обращения к врачу. Аутизм на начальных этапах развития, имеет схожесть с «чудачеством», что значительно осложняет своевременную диагностику. Поскольку поведение человека индивидуально и зависит от многих факторов, диагностировать патологию можно лишь в клинических условиях.

Информативность проведенных мероприятий тесно взаимосвязано со степенью выраженности болезни. Среди признаков аутизма следует выделить трудности с созданием коммуникативных связей, избегание зрительных контактов, амимичность и зацикленность жестов. Болезнь может выражаться в виде отсутствия эмоций и непонимания речи окружающих. В этом случае, больной испытывает трудности с осознанием цели обращения и требований окружающих. Данные проблемы приводят к постепенному снижению круга знакомств и отсутствию близких друзей.

В своих увлечениях больные аутизмом могут быть очень талантливыми и обладать ценными знаниями

Важно обратить внимание, что взрослые люди, больные аутизмом, ощущают комфорт, лишь находясь в привычных условиях. При смене обстановки существует высокий риск обострения симптомов

Дополнительные признаки аутизма у взрослых выражаются в виде:

  1. Повышенной активности возбуждения нервной системы и манерного поведения.
  2. Психических реакций нетипичной формы, что сочетаются с повышенной раздражительностью при попытке телесного контакта.
  3. Нарушения когнитивных функций в сочетании с низким развитием интеллекта.
  4. Эмоциональной лабильности, шаблонного поведения и монотонности.

Существует более нескольких десятков различных признаков, помогающих распознать аутиста в первые минуты общения. К таким признакам относятся цикличные телодвижения, избегание зрительного контакта и недопонимание в разговоре.

Истории жизни из первых уст

Моя семья воспринимала меня такой, какой я была. Все 3 сестры (включая меня) были по-своему невротичными, поэтому родители нас ни с кем не сравнивали. В детстве мы читали, рисовали…

Никому не казалось странным, что мы проводили дни в своих комнатах, в лесу, на реке, лошадьми, другими животными.

Я иногда игнорировала окружение, сосредотачиваясь на одном предмете. Но мы смеялись над этим. Никто никогда не наказывал меня, не говорил о необходимости изменений.

Эмма, 27 лет

Границы для меня всегда были проблемой, в основном потому, что я не могу понять, где они находятся. Это приводит к недоразумениям, социальным срывам. Либо я вообще не говорю, либо говорю слишком много.

Алиса, 35 лет

Как себя чувствует человек с РАС? Здоровый человек этого не почувствует, но может понять из следующих историй.

Мои проблемы не выходили на поверхность, пока я не пошла в школу. Класс был сумасшедшим местом: люминесцентные лампы, шум, работа, либо слишком тяжелая, либо смехотворно простая. Школа была своего рода сочетанием тревоги и скуки. Я была полиглотом, читала на 2-х языках. Но математика была для меня темным лесом. Учителя этого не понимали. Я сдалась, мое поведение ухудшилось. Покинув школу в 15 лет, я присоединилась к культу, интересовалась колдовством…

Инга, 30 лет

Я часто понимаю, что я веду себя некорректно, но я не могу различить реакцию окружающих. Я воспринимаю шутки буквально, серьезно, включаю защитную реакцию, часто непропорциональную… В социальных ситуациях чувствую себя неуверенно. Встречаясь в столовой с человеком, которого однажды поприветствовал в киоске, я не знаю, следует ли приветствовать его, идущего на обед с женщинами-коллегами. Я боюсь показаться вызывающим. Поэтому предпочитаю не смотреть на них.

Александр, 40 лет

ÐÑизнаки аÑÑизма Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ

ÐеÑи Ñ Ð°ÑÑизмом вÑÑаÑÑаÑÑ Ð¸ ÑÑановÑÑÑÑ Ð²Ð·ÑоÑлÑми лÑдÑми, ÑÑÑадаÑÑими ÑÑим заболеванием. ÐÑавда, ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð¸ Ñак назÑваемÑй аÑипиÑнÑй аÑÑизм, коÑоÑÑй поÑвлÑеÑÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ð² ÑÑаÑÑем возÑаÑÑе. ÐÑ ÑейÑÐ°Ñ ÑаÑÑмоÑÑим его пÑизнаки.

ÐÐ°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð°ÑÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÑазвиваеÑÑÑ Ð±ÑÑÑÑо, но наÑало ее, как пÑавило, оÑÑаеÑÑÑ Ð½ÐµÐ·Ð°Ð¼ÐµÑеннÑм. ÐнеÑне ÑÑо пÑоÑвлÑеÑÑÑ Ð² Ñом, ÑÑо в какой-Ñо Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑй, ÑаÑÑо и ÑÑпеÑнÑй Ñеловек, вдÑÑг наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÑÑ Ð»ÑбÑÑ Ð¿ÑоÑвлений коммÑникаÑии.

ÐÑизнаки аÑÑизма Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ Ð²Ð½Ð°Ñале вÑглÑдÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑимпÑÐ¾Ð¼Ñ Ð´ÐµÐ¿ÑеÑÑии или ÑоÑÑоÑниÑ, вÑзванного пÑоблемами в ÑемÑе или на ÑабоÑе. Ðа ÑÑи же пÑиÑинÑ, как пÑавило, ÑкидÑваÑÑ Ð¸ нежелание делиÑÑÑÑ Ð¿ÐµÑеживаниÑми, а Ñакже излиÑнÑÑ ÑаздÑажиÑелÑноÑÑÑ Ñ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ñеловека.

Ðо Ñо вÑеменем пÑоÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑановÑÑÑÑ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑнÑми. У Ñеловека поÑвлÑеÑÑÑ Ð±ÐµÐ·ÑазлиÑие ко вÑемÑ, он ÑÑаÑаÑелÑно Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÐµÑ Ð½Ðµ ÑолÑко компаний, но и обÑÑного ÑазговоÑа. Рего мимика и жеÑÑÑ Ð¿ÑиобÑеÑаÑÑ ÑкÑдноÑÑÑ, ÑкованноÑÑÑ, неÑвеÑенноÑÑÑ. ÐолÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÑÑановиÑÑÑ ÑÑÑдно задаÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð² магазине, обÑаÑÑÑÑ Ñ ÑоÑедÑми, даже Ñ Ñленами Ñвоей ÑемÑи.

ÐÑоме Ñого, взÑоÑлÑй аÑÑиÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑаÑÑеÑн, забÑвÑив и неиÑполниÑелен. ÐÑÑаÑи, еÑли его попÑоÑиÑÑ Ð¾Ð± ÑÑлÑге, он не ÑолÑко пÑоигноÑиÑÑÐµÑ Ð¿ÑоÑÑбÑ, но и вообÑе пеÑеÑÑÐ°Ð½ÐµÑ Ð¾ÑвеÑаÑÑ Ð½Ð° ваÑи звонки. ЧÑо инÑеÑеÑно, Ð²Ð¸Ð½Ñ Ð·Ð° Ñобой Ñакой Ñеловек не ÑÑвÑÑвÑеÑ.

Причины развития заболевания

Несмотря на то, что медицина на порядок шагнула вперёд, основные причины аутизма учёные назвать не могут. Есть только предположение, что заболевание является следствием нарушения структур головного мозга.

Другой причиной медики называют осложнения в период внутриутробного развития. Факторами, повышающими риск рождения ребёнка с аутизмом, являются:

  • инфекционные процессы, вирусной природы, протекающие внутриутробно;
  • токсемия;
  • маточные кровотечения;
  • роды, раньше положенного срока.

Заболевание часто носит наследственный характер. Если кто-то по родовой ветке имел данный диагноз, вероятность повторения недуга у будущего поколения достигает 10 %.

Аутизм чаще возникает у детей, чьи родственники имели психические расстройства:

  • оторванность от реальности;
  • затруднения в восприятии речи;
  • нарушение речевой функции;
  • расстройство волевой сферы;
  • склонность к замкнутости;
  • неправильное восприятие реальности.

Что же такое аутизм и как он проявляется? Как вылечить аутизм у взрослых и детей, основные симптомы и лечение болезни рассмотрим подробнее.

Формы недуга

Для каждого типа характерна идентичная симптоматика, но они имеют и некоторые различия.

Специалисты выделяют несколько наиболее распространенных аутичных форм:

  • . Типичны ярко выраженные поражения головномозговой коры, приводящие к коммуникационным проблемам. Пациенты страдают речевыми отклонениями, присутствует агрессивность, слабо выражен интеллект. К такому аутисту найти подход практически невозможно. Это наиболее сложная аутическая форма, для которой типично наличие практически всех проявлений патологии;
  • Синдром Аспергера. Отличается аналогичной симптоматикой, но проявляется в сложной либо легкой форме, чаще протекает более мягко. Симптомы легкого аутизма у взрослых не препятствуют становлению аутиста в полноценного члена общества, если тот сможет преодолеть страх и робость. Такие больные способны выполнять нужные для работы и полноценной жизни действия. Но они порой сильно зацикливаются на работе, у них нет увлечений, все время стараются проводить в изоляции;
  • . Наиболее опасная форма, передается по женскому наследованию. Поведенческую симптоматику легко купирует медикаментозное лечение, однако, речевые и внешние отклонения убрать лекарствами невозможно. Развивается недуг долго, встречается редко. Признаки аутизма у взрослых женщин обычно связаны с отсутствием коммуникации, несоциабельностью и склонностью к символизации. Такие больные обычно живут всего около 30 лет;
  • Атипичная форма. Для данного аутизма типично отсутствие одного из характерных признаков, что усложняет диагностику. Присутствуют речевые и двигательные нарушения, расстройства двигательных функций.
  • Высокофункциональный аутизм. Эта форма патологии диагностируется, когда у пациента выявляются относительно высокие показатели интеллекта (больше 70). Подобная аутичная форма проявляется притупленным либо острым сенсорным восприятием, ослабленным иммунитетом. Высокофункциональный аутизм у взрослых сопровождается раздраженным кишечником, периодическими приступами судорожных сокращений мышц, нарушениями в деятельности поджелудочной. Признаки высокофункционального аутизма у взрослых характеризуются поведенческой стереотипностью, узким спектром интересов, внезапными вспышками агрессии и затруднениями в социализации.

Статья в тему:  Подробное описание всех видов и классификация аутизма

Определить точный диагноз сможет только специалист, поскольку для выявления аутизма любой формы необходима очная консультация специалиста и достаточно продолжительное наблюдение за больным.

Как и когда проявляется заболевание у детей

Выявление аутизма и диагностика возможна к 3 годам, но, как показывает медицинская статистика, этот недуг может проявиться уже на первом году жизни малыша.

Распознать ранние признаки аутизма у ребёнка можно по следующим симптомам:

  • неразвитость речевых аспектов: в возрасте до года малыши не произносят звуков, обращение к родителям ограничивается мычанием или жестами. По достижению трёхлетнего возраста дети не говорят предложениями, лишь иногда произнося еле разборчивые слова;
  • отсутствие взаимодействия мать-ребёнок. Никаких чувств и эмоций ребёнок не проявляет;
  • заметное отставание в развитии как в интеллектуальном, так и физическом;
  • малыш предпочитает играть в одиночестве, игнорируя сверстников на улице. Любая попытка другого малыша приблизиться к аутисту вызывает истерику;
  • невозможность отличить одушевлённое от неодушевлённого, круглое от квадратного;
  • тяга к определённой игрушке или предмету, ролевые игры не вызывают эмоционального всплеска;
  • непредсказуемая реакция на громкий звук, яркий свет;
  • агрессивность, как к окружающим, так и к себе. Ребёнок может царапать или кусать себя.

При наличии признаков заболевания обязательно нужно показать малыша психиатру или неврологу. Конечно, некоторые проявления, перечисленные выше не являются признаками болезни, а могут быть средством самовыражения или бунтарства ребёнка. Но, перестраховаться никогда не было лишним.

Атипичный аутизм – признаки и симптомы

Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.

Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.

                                                  

Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития.Признаки атипичного аутизма у детей:

  • Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса.
  • Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации.
  • Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении.
  • Трудности в привитии навыков самообслуживания.
  • Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.

Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.

Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом. При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола. Она ходила как моряк, игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.

Статья в тему: Аутизм у девочек — как проявляется

Причины возникновения аутизма у взрослых

Единственной причиной, которая влияет на развитие аутизма у взрослых, по мнению специалистов, являются патологии внутриутробного развития больного. А все остальные факторы – лишь предпосылки для формирования клинической картины в наиболее подходящий для того момент.

Спусковым механизмом в этом случае могут стать:

  • изменения в налаженной жизни взрослого (смена работы, переезд на новое место жительства, автомобильная авария и т. п.);
  • стрессы;
  • эмоциональное напряжение, которое появляется в результате несоответствия возможностей данного человека с требованиями, предъявляемыми к нему;
  • большой объем информации, требующий переработки;
  • период постоянных неудач и жизненных проблем.

Но задолго до того, как впервые проявится аутизм, признаки которого были подробно описаны выше, у взрослого можно наблюдать такие качества характера, как стремление к уединению и определенную степень замкнутости. Любые перемены пугают таких людей и вызывают у них чувство растерянности.

Особенности взрослого аутизма

У взрослых пациентов характер проявления заболевания будет меняться в зависимости от того, насколько сложно протекает недуг в целом. К числу нюансов, характерных сугубо для взрослого населения, страдающего рассматриваемым отклонением, следует отнести нижеперечисленные моменты:

  • скудность мимических проявлений и жестов;
  • невозможность восприятия простейших правил и норм. К примеру, человек с рассматриваемым отклонением может либо не смотреть в глаза собеседнику вообще, либо, наоборот, вглядываться в них слишком навязчиво и длительно. Человек может подходить чересчур близко либо слишком отдаляться, говорить излишне громко или едва различимо;
  • непонимание человеком своего поведения. Многие больные не осознают, что их действия могут навредить окружающим или обидеть их;
  • непонимание намерений окружающих, их чувств, слов и эмоций;
  • практически полное отсутствие возможности построения полноценной дружбы и, уж тем более, романтических отношений;
  • сложность в начале беседы – больные редко могут заговорить с человеком первым;
  • отсутствие интонации. Многие больные разговаривают без эмоциональной окраски, их речь схожа с роботизированной;
  • привязанность к рутиной обстановке. Даже малейшие изменения устоявшегося уклада могут привести к появлению серьезных переживаний и разочарований у аутиста;
  • привязанность к конкретным местам и предметам;
  • боязнь перемен.

Частично независимым становится лишь каждый третий аутист.
Если заболевание прогрессирует в более сложную форму и характеризуется тяжелым течением, за пациентом и вовсе приходится постоянно присматривать, в особенности если он не проявляет особых интеллектуальных способностей и не имеет навыков коммуникации с обществом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector