Аутизм — что это за болезнь? причины и признаки аутизма у детей и взрослых, лечение

Психологическое состояние и образ жизни матери

Образ жизни матери ребенка и ее психологическое состояние при беременности также может повлиять на развитие такой болезни.

Перенесенные заболевания

Одной из причин возникновения аутизма принято считать перенесенные беременной женщиной инфекционные заболевания во время вынашивания плода. К таким инфекциям относятся краснуха, корь, герпес и ветряная оспа. Даже обычный грипп и острые вирусные инфекции в такой период увеличивают риски рождения ребенка аутиста практически в два раза.

Пренатальный стресс

Обычно или к концу первого года жизни, или в районе семи-девяти лет. Глюкокортикоиды, циркулируя по организму ребенка, становятся причиной повышенной тревожности, выраженных страхов, способствуют развитию расстройств нервной системы, а также психосоматических заболеваний, в том числе и раннего детского аутизма.

Вредные привычки

Не последнюю роль в развитии детского аутизма играют вредные привычки, которые имеются у матери во время беременности. Особенно вредно в этом случае курение. Хотя ученые пока и не заявили открыто о связи аутизма у детей с курением будущей матери, но результаты исследований, проводимых в этой области свидетельствуют о том, что она существует. Таким образом, курение беременной женщины может спровоцировать развитие специфических форм аутизма у ребенка.

Алкоголь, кофеин, лекарственные препараты и наркотические вещества, употребляемые будущей матерью, также не несут ничего хорошего для здоровья ребенка. Хотя прямой связи между их употреблением и развитием у детей аутизма не установлено, такие вредные привычки в целом плохо воздействуют на здоровье плода и вызывают патологические процессы в организме будущего ребенка.

Возраст родителей

В таком вопросе большую значимость имеет именно возраст отца. Мужчины старше пятидесяти лет становящиеся отцами на шестьдесят шесть процентов увеличивают риск возникновения аутизма у своего ребенка, нежели тридцатилетние. А представители сильного пола, ставшие отцами в возрасте от сорока до пятидесяти лет снижали такую цифру лишь до двадцати восьми процентов.

Поздний возраст матери также накладывает свой отпечаток. Женщины, ставшие матерями после сорока лет на пятнадцать процентов больше подвержены риску родить ребенка аутиста, чем тридцатилетние. А если оба родителя перешагнули рубеж сорокалетнего возраста то риски стремительно возрастали.

Лучшие материалы месяца

  • Почему нельзя самостоятельно садиться на диету
  • Как сохранить свежесть овощей и фруктов: простые уловки
  • Чем перебить тягу к сладкому: 7 неожиданных продуктов
  • Ученые заявили, что молодость можно продлить

При этом следует отметить, что большая разница в возрасте между родителями. Наиболее подвержены аутизму дети, чьи отцы находятся в возрасте тридцати пяти-сорока лет, а мама на десять лет старше. И наоборот, если мужчина младше женщины на десять лет, а она, в свою очередь, находится в возрасте от тридцати до сорока лет, риск возникновения такого заболевания также достаточно высок.

Совокупность факторов

Однако говорить о какой-либо одной причине возникновения такого заболевания тоже нужно с осторожностью. В последнее время, ученые все чаще отмечают тот факт, что на возникновение и развитие расстройств аутистического цикла влияет совокупность различных факторов, среди которых и наследственная предрасположенность, и экология, и возраст родителей и различные психологические причины

Поведенческие симптомы

Нет единого перечня, по которому можно четко определить аутизм, поставить этот диагноз.

Сам синдром имеет несколько подтипов, у кого-то расстройство будет выражено в наименьшей степени, а кто-то будет страдать аутизмом в тяжелой форме.

Главный общий симптом аутизма – нарушение социального взаимодействия. Проще говоря, у ребенка не выстраивается адекватный, нормальный способ контактирования в социуме.

Проявляется нарушение социального взаимодействия в следующем:

  • при общении ребенок не смотрит вам в глаза;
  • наша привычная жестикуляция и мимика не входит в его набор коммуникаций;
  • ребенок не умеет общаться со сверстниками;
  • он не привязан к людям ни эмоционально, ни социально.

Первым звоночком, который далеко не всегда говорит об аутизме, но может быть и первичным его проявлением, является отсутствие разговорной речи. Не стоит паниковать, если ребенку год, а он не говорит.

Но нормальное развитие предусматривает желание малыша изъясниться, выразить свое желание пусть жестами, пусть мимикой, если не словами. У ребенка есть коммуникация, в какой бы не было форме.

Ребенок с аутичными проявлениями – это далеко не обязательно неговорящий ребенок. У него может быть речь не вовне, а внутрь, свой, только ему понятный язык. Если же речь уже развилась, а ребенок сам не инициирует беседу, и не поддерживает ее, это тоже может быть симптомом аутичности.

Насторожить родителей могут и некоторые, с точки зрения обычного человека, лишенные логики действия.

К примеру, малыш начинает паниковать, если перед тем, как сесть за стол, он не разложит салфетки пирамидкой. Ребенок также может повторять довольно сложные и странные движения, и делать это, кажется, не уставая.

С какого возраста может проявиться аутизм

Детский аутизм на сегодняшний день встречается в 2 – 4 случаях на 100 000 детей. В комбинации с умственной отсталостью (атипический аутизм) цифра возрастает до 20 случаев на 100 000. Соотношение мальчиков и девочек при этой патологии равняется 4 к 1.Аутизм может встречаться в любом возрасте. В зависимости от возраста изменяется и клиническая картина заболевания. Условно различают ранний детский аутизм (до 3 лет), детский аутизм (с 3 лет до 10 – 11 лет) и подростковый аутизм (у детей старше 11 лет).По поводу стандартных классификаций аутизма споры не утихают до сих пор. Согласно международной статистической классификации болезней, в том числе и психических, различают детский аутизм, атипический аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера. Согласно последней версии американской классификации психических болезней различают лишь расстройства аутистического спектра. В эти расстройства входит как ранний детский аутизм, так и атипический.Как правило, диагноз детского аутизма ставится в возрасте 2,5 – 3 лет. Именно в этот период ярче всего проявляются речевые нарушения, ограниченность в социальном общении и замкнутость. Однако первые признаки аутистического поведения проявляются еще на первом году жизни. Если ребенок в семье первый, то родители, как правило, позже замечают его «непохожесть» на сверстников. Чаще всего это становится явным, когда ребенок идет в садик, то есть при попытке интегрироваться в общество. Однако же если в семье есть уже ребенок, то, как правило, первые симптомы малыша-аутиста мама замечает еще в первые месяцы жизни. По сравнению со старшим братом или сестрой ребенок ведет себя иначе, что сразу бросается в глаза его родителям.Аутизм может проявляться и позже. Дебют аутизма может наблюдаться и после 5 лет. Коэффициент интеллекта в этом случае выше, чем у детей, у которых дебют аутизма пришелся на возраст до 3 лет. В этих случаях элементарные навыки общения сохраняются, но изолированность от мира все же доминирует. У таких детей когнитивные расстройства (ухудщение памяти, умственной активности и так далее) не так выражены. Очень часто у них наблюдается высокий коэффициент интеллекта.Элементы аутизма могут быть в кадре синдрома Ретта. Он диагностируется в возрасте от года до двух. Аутизм с сохранением когнитивных функций, который называется синдромом Аспергера (или же мягким аутизмом), встречается между 4 и 11 годами.Стоит отметить, что между первыми проявлениями аутизма и моментом постановки диагноза существует определенный период. Наблюдаются определенные характерные черты ребенка, которым родители не придают значения

Однако, если акцентировать внимание мамы на этом, то она действительно признает «что-то эдакое» с ее ребенком.Так, родители ребенка, который всегда был послушным и не создавал проблем, вспоминают, что в детстве ребенок практически не плакал, часами мог разглядывать пятно на стене и так далее. То есть определенные черты характера у ребенка существуют изначально. Нельзя сказать, что болезнь появляется как «гром среди ясного неба»

Однако с возрастом, когда возрастает необходимость в социализации (детский сад, школа) к этим симптомам присоединяются другие. Вот в этом периоде родители впервые и обращаются за консультацией к специалисту

Нельзя сказать, что болезнь появляется как «гром среди ясного неба». Однако с возрастом, когда возрастает необходимость в социализации (детский сад, школа) к этим симптомам присоединяются другие. Вот в этом периоде родители впервые и обращаются за консультацией к специалисту.

Возраст аутиста

В каком возрасте проявляется аутизм у детей? Если внимательно присмотреться, то первые проявления можно заметить еще до года — у новорожденного. Это называется ранний детский аутизм. Грудничок не оживляется при виде близких родственников, даже матери, он не способен к проявлению эмоций.

Но до 2-3 лет доктора осторожничают с диагнозом. Хотя синдром Ретта (наследственная болезнь исключительно у девочек, виновник умственной отсталости) выявляют уже в год.

После трех лет симптомы часто ярко нарастают, родители начинают замечать, что их чадо не похоже на других.

Синдром Аспергера, то есть самая легкая степень аутизма у детей, и его симптомы появляются после 6 лет, иногда спустя десятилетия.

Не бывает так, что диагноз вдруг, как лавина, обрушился на головы родителей. Признаки есть всегда

Просто не все уделяют им должное внимание

Диагностика

Как диагностировать аутизм у ребенка? Проблемами расстройства аутического спектра занимается врач психиатр. Он выслушивает родителей, их беспокойства. Затем начинается осмотр.

При аутизме можно заметить отсутствие зрительного контакта, недоразвитие речи или ее уменьшение, например: говорил, а потом вдруг перестал.

Врача интересует, как протекала беременность матери, были ли проблемы при рождении. Выясняется наследственность.

На приеме дети, страдающие аутизмом, могут вести себя определенным образом:

  • при входе в кабинет сразу идут за мебель, бегут к окну;

могут прятаться;

плачут, кричат;

доктор задает вопросы, но вместо ответов ребенок повторяет слова за врачом.

Далее начинают проводить тесты на выявление РДА. Какие методики для диагностики детей с аутизмом используются?

Вначале наблюдают за ребенком: как он реагирует на прикосновения мамы или папы, можно ли его заинтересовать игрушкой, как общается с детьми, владеет жестами (показывает ли пальцем на предмет, который хочет взять).

Второй тест на аутизм у детей более сложен:

Малышу рукой показывают игрушку

В норме он должен обратить внимание на объект, а не продолжать смотреть на кисть.. Также при диагностике используется шкала оценочного детского аутизма

В ней несколько блоков вопросов. И если ребенок набирает минимальное количество баллов, то он считается здоровым. Чем выше набранные баллы, тем вероятнее диагноз.

Как часто при совместной деятельности малыш смотрит на того, с кем играет.

Также при диагностике используется шкала оценочного детского аутизма. В ней несколько блоков вопросов. И если ребенок набирает минимальное количество баллов, то он считается здоровым. Чем выше набранные баллы, тем вероятнее диагноз.

Шкалу CARS можно найти в интернете и провести исследование самостоятельно. Однако интерпретировать результаты (ввиду мнительности родителей) должен все же психиатр.

Когда необходимо обратиться к врачу

Самым необходимым специалистом для ребенка с аутизмом является психиатр. Кроме того, обязательно наблюдение гастроэнтеролога, невролога, педиатра, клинический психолог и по необходимости психолог-логопед.

Невролог необходим для того, чтобы исключить эпилептическую природу судорожных припадков с помощью процедуры ЭЭГ. При любых нарушениях работы кишечника следует незамедлительно обратиться за лечением к гастроэнтерологу. Поскольку при аутизме часто ухудшается аппетит, требуется постоянное отслеживание веса и биохимического состава крови.

При любой форме аутизма у детей наблюдается нарушение осанки, деформация стоп, искривление позвоночника, поэтому участие хирурга-ортопеда тоже необходимо.

Сложность при любой диагностике и выборе необходимого специалиста в том, что ребенок с аутизмом не способен в полной мере сам понять свои недомогания и сформулировать жалобы. Он не чувствует боль так, как ее чувствует здоровый ребенок.

Таким образом, к специалисту необходимо обращаться на самой ранней стадии возникновения аутизма, при подозрении на психические отклонения.

Коррекция аутизма

Аутизм – это болезнь неизлечимая. Более того, не существует никаких медикаментов для помощи больным. Медицинские препараты назначаются только для подавления агрессии, регулирования проблем со сном и желудочно-кишечным трактом. В некоторых случаях назначается безглютеновая диета, но её эффективность на данный момент не доказана. Для решения проблем со сном используется фитотерапия. Медикаментозное лечение проводится под строгим контролем медицинского персонала.

Помочь человеку с аутизмом интегрироваться в общество помогут следующие методы:

Обучение общению. Относится как общение вербальное, так и невербальное. Ребёнок учится отзываться на своё имя, просить о помощи, когда ему что-то необходимо. Невербальное общение включает в себя как обучение родителей пониманию своего чада через его поведение, так и общение с ним самим при помощи, например, обмена карточками. Данный тип общения характерен для детей с тяжёлой формой заболевания;
Занятия с логопедом для коррекции или формирования речи. На этих занятиях аутист расширит свой словарный запас, научится не повторять слова и фразы. Развитие речевых навыков – это один из основных способов для адаптации и вливания в общество;
Обучение навыкам интеграции и самообслуживания. Включает комплекс мероприятий направленных на формирование игровых стимулов и ведению рутины. С одной стороны, аутисты стараются стать независимыми, чтобы избежать всяческого контакта со взрослым, но с другой, у него могут отсутствовать другие элементарные навыки. Например, дети с аутизмом долго учатся ходить на горшок и чистить зубы;
Поведенческая терапия. Данная терапия направлена на анализ поведения и определения индивидуальных симптомов. На основе этого подбирается ряд процедур по коррекции поведения;
Занятия с психиатром или психологом (или и с тем и с другим, зависит от степени отклонения)

Здесь важно выбрать специалиста надолго. Во-первых, аутист плохо переживает смену привычного уклада жизни, во-вторых, важно следовать одной программе коррекции;

Оздоровительные процедуры. На ребёнка хорошо действует физическая активность. Единственное условие – он должен заниматься с профессионалами, которые знают о его проблеме, либо заниматься в специальных группах. По понятным причинам, таким детям противопоказаны командные виды спорта. Лучше всего выбрать активность, которая предусматривает монотонную деятельность (например, плавание).

Классификация

Ранний детский аутизм может протекать в различной степени тяжести. Разновидности болезни отличаются друг от друга способом отделения ребенка от действительности.

1 тип

Больной полностью отрешен от происходящего во внешнем мире. Он чувствует дискомфорт при общении с посторонними, не проявляет социальной активности, не демонстрирует ответные реакции на раздражители и не показывает свои эмоции.

Для обеспечения полного отказа от контактов пациент может игнорировать неблагоприятные условия жизнедеятельности. Чтобы избавить себя от общения с окружающими, дети с пораженной психикой терпят голод, не придают значения опасности. Ребенок с аутизмом 1-го типа не адаптирован к самостоятельной жизни.

2 тип

Активное отвержение внешнего мира. Пациент не отрешен от окружающих, но крайне избирателен в выборе контактов. Зачастую единственными проводниками для связи с окружающей действительностью для ребенка являются родители.

Аутичный малыш выбирает для себя только конкретные виды пищи, может испытывать нездоровую привязанность к вещам, предметам одежды. Ребенок боится перемен. При усилении тревожности отмечает рост агрессивности, появление двигательных и речевых стереотипов. Больной имеет пониженный уровень приспособленности к жизни.

3 тип

Интересы ребенка сосредоточены на ограниченных сферах деятельности. Пациент временно увлекается определенной областью знаний или искусства, разговаривает только о своих интересах, регулярно воспроизводит одинаковые действия или слова.

Увлечения имеют цикличный характер, то есть постоянно сменяют друг друга. Больной не углубляет своих познаний о предмете заинтересованности, не занимается исследовательской работой.

Аутичные дети отличаются мрачностью и периодической агрессивностью. Они имеют средний показатель адаптации к жизни и взаимодействию с внешней средой.

4 тип

Ребенок испытывает сложности при взаимоотношениях с окружающими ввиду сниженной самооценки и ранимости. Он избегает новых контактов, чтобы оградить себя от критики. Такие больные имеют самые высокий процент приспособленности к жизни, они могут самостоятельно справляться с основными бытовыми и социальными задачами, легко поддаются лечению.

Причины аутизма у детей и факторы риска

Причины аутизма у детей до конца не выяснены.

Среди вероятных причин называют старший возраст родителей, патологии беременности, травмирование ребенка в родах, инфекционные процессы в организме как беременной женщины, так и ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговые травмы, врожденные аномалии развития мозга, генетическую предрасположенность, нарушения метаболизма, иммунные и гормональные расстройства матери и плода. Кроме того, к причинам аутизма у детей относят влияние неблагоприятных факторов внешней среды на организм женщины на ранних сроках беременности, что может приводить к биологическим повреждениям нервной системы.

У однояйцевых близнецов риск развития аутизма выше

К тератогенным факторам, т. е. способным воздействовать на организм беременной женщины и тем самым спровоцировать аутизм у ребенка, относят:

  • некоторые компоненты продуктов питания, особенно изготовленных промышленным способом (нитраты, консерванты, стабилизаторы);
  • спиртные напитки;
  • никотин;
  • наркотические вещества;
  • некоторые лекарственные препараты;
  • стрессовые ситуации;
  • неблагоприятную экологическую обстановку в районе проживания (выхлопные газы, повышенный радиационный фон, присутствие в воде и почве солей тяжелых металлов и пр.).

Риск развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов оценивается в 60–90%.

Модели поведения

Для пациентов подросткового возраста с рассматриваемым диагнозом свойственно несколько моделей поведения.

  1. Большинство подростков с таким заболеванием являются очень тихими. Они не могут понять, зачем необходимо общаться с людьми и налаживать связи со сверстниками, поэтому не стремятся к этому. У подростков заторможенная умственная активность, речь может быть не развита. Однако аутисты успешно используют жесты для общения.
  2. При другой форме заболевания, подростки ведут гиперактивный образ жизни. Они не знают, как нужно правильно проявлять свои эмоции в обществе, поэтому часто бывают раздражительными и агрессивными. Такие больные сложно переносят изменения привычного распорядка дня.
  3. Некоторые подростки страдают тяжелой формой болезни. Такие дети могут быть одержимы определенной идеей или повторяют определенные последовательные действия. Когда они испытывают волнение, то могут совершать, несвойственные здоровому ребенку движения: покачивание телом, махи руками, топтание на месте и другие.

Проявления аутизма

Чаще всего аутизм удаётся диагностировать к трём годам жизни ребёнка. Некоторые признаки отклонения удаётся рассмотреть ещё до года. При наличии предрасположенности, специалист может определить наличие патологии в 3 месяца. У мальчиков данная патология обнаруживается чаще, чем у девочек. Позже будут более подробно рассмотрены признаки проявления аутизма для разных возрастных категорий.

Признаки и симптомы аутизма индивидуальны для каждого случая. Аутист не отличает одушевленные предметы от неодушевленных, он не способен воспринимать отдельно стоящего человека, как одно целое. Человек для него – это набор несвязных элементов (глаза, уши, нос, руки и другие части тела).

У такого малыша нарушено восприятие сигналов, которое развито у здоровых людей: на сильные сигналы он реагирует слабо, на слабые, наоборот, очень бурно. Например, если его позвать громким голосом, он не обратит внимания, а если позвать тихо и даже шёпотом, это может взволновать его.

Ниже описаны наиболее общие симптомы аутизма у детей.

Нарушение взаимодействия с окружающим миром. Проявляется следующим образом:

  • Отсутствие интереса к ровесникам. Обычно детям нравятся другие дети, они стараются пойти с ними на контакт, радуются, когда встречают их на улице. Данный интерес полностью отсутствует у аутичных детей, которые держатся обособленно и уходят в себя;
  • Отсутствие эмоций к родителям. Аутичный малыш пытается избежать всякого телесного контакта. Например, если попросить такого ребёнка передать игрушку, то он кинет её на пол, потому что передать её в руки означает вступить в телесный контакт. В младенческом возрасте такая защита может проявляться в том, что новорожденный бурно реагирует, когда мать берет его на руки. И всё-таки, было доказано, что аутисты страдают в отсутствие родителей. Просто если здоровый ребенок плачет, кричит, зовёт маму, то аутист никак не выражает свое беспокойство;
  • Отсутствие интереса к играм с выраженными социальными ролями, неспособность проявлять воображение. Дети во время игр всегда выбирают какую-либо социальную роль: играют в магазин, в школу, в более раннем возрасте катают машинку или куклу в коляске. Аутисту все эти игры не интересны;
  • Отсутствие зрительного контакта. При попытке заговорить с человеком, появляется ощущение, что он смотрит как будто сквозь собеседника;

  • Скудная мимика и ограниченная жестикуляция. Аутичные дети редко улыбаются и используют жестикуляцию исключительно для выражения своих потребностей. Один из первых признаков познания мира – постоянно вытянутый указательный палец, которым он показывает на интересующие его вещи, явления и предметы. Так дитя делится со взрослыми опытом познания, вовлекая в него окружающих. Аутист использует жесты только для удовлетворения каких-то первичных особенностей. Например, есть или пить;
  • Ребенок не копирует поведение взрослых. Это ещё один из способов познания мира и формирования личности. Дети слушают разговоры взрослых, подражают им (девочки надевают мамины туфли на каблуках, мальчики просят посадить их за руль автомобиля, чтобы быть, как папа). Аутист никого не пытается копировать.

Нарушение или дефицит речи. У около половины детей, страдающих аутизмом, не развита речь. Погружение в собственный мир мешает развивать эту способность. Типичные проявления необычного речевого поведения:

  • Развитие речи значительно задержано или полностью отсутствует. Дошкольник заучивает только фразы для ежедневного обихода, глаголы в инфинитивной форме (спать, пить, ходить). Часто речь ребёнка не имеет смыла и не направлена на контакт с окружающими. Дети могут говорить о себе в третьем лице. Вместо того, чтобы сказать: «я иду гулять», он  говорит: «он идёт гулять» или «Андрей идёт гулять»;
  • Эхолалия, то есть неконтролируемое повторение слов. Малыш, сам того не замечая повторяет одну и ту же фразу или слово много раз в течение долгого периода времени. Часто аутисты на заданный вопрос отвечают, повторяя этот же вопрос;
  • Аутист не обращается за помощью, не задаёт вопросов.

У аутистов всегда должен быть четкий распорядок дня, точный маршрут для похода в детский сад или школу. В комнате не рекомендуется делать перестановку, перекладывать игрушки с одного места на другое. Любая попытка поменять что-либо в ежедневных ритуалах будет воспринята болезненно.

Стереотипное поведение

Одним из основных признаков, указывающих на наличие расстройства аутического спектра, является зацикленность малыша на одном занятии. В течение многих часов такой ребенок может, например, составлять башню или сортировать по цветам детали конструктора. Прекратить такие занятия родителям очень сложно.

Специалисты подтверждают и тот факт, что дети-аутисты чувствуют себя комфортно только в привычной для них обстановке. Даже малейшие перемены, которые порой выражаются в перестановке в комнате, в изменении меню или маршрута, провоцируют у них агрессию или явный уход в себя.

Для аутистов характерна склонность к самостимуляции. Они способны повторять бессмысленные для окружающих движения много раз. Таким образом происходит проявление стереотипии. Ребенок повторяет те движения, которые он нередко использует в непривычной обстановке. Например, он может хлопать в ладошки, качать головой или щелкать пальцами.

Проявления аутизма по возрастным группам

Если болезнь не сопровождается каким-либо дополнительным диагнозом, внешне аутичный ребёнок может ничем не отличаться от остальных детей.

Дети от 0 до 2 лет. Распознать аутизм у детей до 2 лет помогут следующие симптомы:

  • Не улыбается, не жестикулирует, не гулит, часто фиксирует взгляд на одном месте. Если ему попытаться скорчить гримасу, то он никак на нее не отреагирует;
  • Тихо играет на протяжении долгого времени;
  • При особо тяжёлых формах заболевания вышеперечисленные признаки могут сопровождаться конвульсиями и приступами эпилепсии.

Дети от 2 до 7 лет. В этот период чаще всего ставится диагноз «ранний детский аутизм». Кроме описанных выше признаков, можно добавить следующие симптомы детского аутизма:

Во избежание всякого контакта, дитя пытается самостоятельно научиться себя обслуживать, не просит о помощи в повседневных делах;
Не наступает период, когда малыш задаёт вопрос «почему?». Это связано с нарушением речи;
Могут быть гиперактивны

Им сложно усидеть на месте и сконцентрировать внимание на чём-то одном;
Отличаются особой походкой: ходят на цыпочках, или же раскачиваясь вправо-влево. Часто у детей нарушена координация движений, и им тяжело даётся научиться ходить по лестнице, или попасть по футбольному мячу;

  • Аутист пуглив. Причём часто его пугают совершенно неожиданные вещи;
  • Привередливы в еде. Аутистам нравится определённый набор продуктов. Эти вкусы формируются в раннем детстве и на всю жизнь;
  • Проблемы с пищеварением. Их связывают с нарушениями мозговой деятельности. В мозг не поступают сигналы из пищеварительной системы, что и приводит к проблемам;
  • Проблемы со сном. Малыш не различает день и ночь, уровень его активности не зависит от времени суток. Поэтому его трудно уложить спать. Он часто просыпается по ночам, в среднем за ночь спит по 7 часов и меньше. При повышенной пугливости и гиперактивности может страдать от кошмаров и бессонницы.

Дети школьного возраста и старше

Избирательность в предметах. Аутисты не успевают по всем предметам. Но они могут проявлять феноменальные способности в каком-то одном из них. Например, умножать в уме многозначные числа, или, прочитав один раз литературное произведение, тут же пересказать его;

  • Невербальное выражение чувств. Такие дети молчаливы, поэтому часто выражают свои чувства при помощи рисунка, музыки или стихов. Стихи, которые пишут аутисты, часто не имеют смысла для остальных;
  • Трудности при половом созревании. Если в детстве человек не получает должной терапии, то в период полового созревания он может впасть в депрессию и даже проявлять агрессию. Он чувствует, что он не такой, как все и в этом возрасте может начать страдать.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector