Моторная афазия: причины, способы логопедической диагностики и коррекции

Особенности диагностики

Логопед подбирает наглядный материал в зависимости от возраста ребенка

При обследовании лексико-грамматической стороны речи специалист обращает особое внимание на:

  • состояние словаря (импрессивного и активного);
  • владение навыком словообразования;
  • умение согласовывать слова во фразах и предложениях;
  • какие части речи ребенок использует больше;
  • развитие связной речи.

Ребенку предлагают выполнить задание на обобщение, сравнение предметов

Логопед обращает внимание на то, насколько хорошо малыш понимает обращенную к нему речь. Также его просят образовать притяжательные прилагательные и местоимения; составить новые слова

Для оценки связной речи и владения грамматическими категориями логопед наблюдает за тем, как ребенок общается вне учебной деятельности.

Для диагностики малышу предлагается составить рассказ по картинке. Во время выполнения этого задания специалист оценивает то, насколько часто использует ребенок распространенные предложения; согласует ли слова; нужна ли помощь взрослого при их составлении. Кроме того, в перечень заданий входит и работа с синонимами и антонимами.

По результатам обследования логопед подбирает специальные упражнения, которые позволят максимально эффективно скорректировать данное речевое нарушение.

Патофизиология апраксий

Праксис возможен только при слаженной работе, как коры больших полушарий, так и глубинных структур головного мозга. Например, причины апраксий могут скрываться в подкорковых образованиях экстрапирамидной системы. Однако ведущее значение в формировании центров практической деятельности принадлежит именно коре. В функциональном отношении высшую психическую деятельность, к которой и относят праксис, подразделяют на три блока:

  • Первая сигнальная система. Подразумевает работу отдельных анализаторов и осуществляет первичные этапы гнозиса и праксиса;
  • Вторая сигнальная система. Объединяет работу нескольких анализаторов, позволяет осмысленно воспринимать внешний мир и осознанно к нему относиться;
  • Третья сигнальная система. Высший уровень интеграции. Формируется у человека в результате его социального развития, в том числе и обучения. За счет овладения знаниями и навыками осуществляется осмысленная, планомерная и целенаправленная деятельность.

Основой формирования центров праксиса является первый сигнальный блок и нормальное функционирование анализаторов. Практическая деятельность человека (бытовые навыки, производственная деятельность, символическая жестикуляция) формируются на уровне второй сигнальной системы и совершенствуются в третьей.

Наиболее ярко выраженные апраксии можно видеть при поражении различных областей (преимущественно теменной и лобной долей) доминантного полушария, которым для правшей является левое, а для левшей – правое.

Частое сочетание апраксии с речевыми нарушениями является следствием расположения центров речи и целенаправленных двигательных актов в доминантном полушарии.

В качестве основных этиологических факторов могут выступать следующие причины:

  • острые и хронические сосудистые заболевания головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • эпилепсия;
  • последствия перинатальной патологии нервной системы.

Клинические проявления

Симптомы патологии и их выраженность зависят от степени тяжести заболевания. В логопедии выделяют три степени системного недоразвития речи:

  • При заболевании легкой степени темп разговора сохраняется на нормальном уровне или даже может быть ускоренным. Ребенок отчетливо произносит отдельные звуки. При попытке произнести сложное предложение или фразу возникают трудности. Из-за недоразвития речи, он плохо понимает причинно-следственные связи. Лексикон ограничен, что приводит к использованию в разговоре одних и тех же слов, без возможности подбора к ним синонимов.
  • Недоразвитие средней степени тяжести связано с нарушением процесса артикуляции, то есть произношения звуков. Интонация у такого ребенка монотонная. Если попросить его быстро рассказать о чем-либо, то больной смешивает звуки или заменяет их на другие. В предложениях отмечаются грамматические ошибки. Плохо понимает сказанное, особенно, если слова имеют переносный или скрытый смысл. Школьники в общении пассивны − предпочитают отвечать на вопросы, чем задавать их самостоятельно. При пересказе рассказа отмечается выпадение элементов истории или искажение общего смысла. Лексикон ограничен. В результате нарушения речи, учащиеся демонстрируют дислексию и дисграфию.
  • При заболевании тяжелой степени нарушения артикуляции резко выражены. Речь имеет медленный темп и монотонный характер. При этом она нечеткая и невнятная, что связано с искажениями звуков. Отмечается большое количество грамматических ошибок, вплоть до появления несуществующих слов и высказываний. Такие дети плохо понимают обращенную к ним речь. При попытке самостоятельного общения говорят отдельными простыми фразами, редко содержащими более 3-4 слов. Общение при этом сопровождается выраженной жестикуляцией и мимикой. Характерно существенное уменьшение словарного запаса. В результате нарушенной мелкой моторики рук навыки письма отсутствуют, либо находятся на минимальном уровне.

Системное недоразвитие речи − это диагноз, который выставляется детям старше пятилетнего возраста. Для его подтверждения ребенок проходит обследование у логопеда, психиатра и невролога. При сопутствующей умственной отсталости или нарушении эмоциональной сферы, может быть выставлен диагноз «задержка психического развития».

Дизартрия

Если у пациента обнаруживается органическая патология головного мозга, вследствие которой нарушается двигательная часть речи, врачи часто говорят о дизартрии. При этом человек способен сформировать мысль, но не может её озвучить. Основным симптомом считается нарушение произношения. Его дополняют проблемы с дыханием, чёткостью речи и артикуляцией.

Характеристика патологии

Заболевание характеризуется обширной симптоматикой. Дизартрические нарушения имеют в себе несколько компонентов:

  • спастичность — гипертонус мышц артикуляционного аппарата (становится причиной мягкого произношения согласных, затрудненного размыкания или смыкания губ, гиперсаливации);
  • дистония — разность тонуса от полного отсутствия в покое до максимального напряжения при попытке заговорить (в результате одни звуки заменяются другими или искажаются);
  • гипотония — низкий тонус мышц органов артикуляции (провоцирует гиперсаливацию, гнусавость).

Если патология возникает в детстве, для неё характерно смешанное поражение: часть мышц находится в напряжении, а другая часть чрезмерно расслаблена. У таких пациентов могут полностью отсутствовать артикуляционные движения или быть незначительно изменены. Со стороны дыхательной системы отмечается малая глубина вдоха и высокая частота в момент разговора. Причина этого − патологическая регуляция процесса со стороны ЦНС (часто сопровождает ДЦП).

При этом больному тяжело менять высоту голоса и проявлять интонации. В результате его сложнее понять, а речь становится эмоционально неокрашенной.

Темп речи у пациентов чаще медленный, иногда появляется скандированность, добавляются лишние ударения. Самым тяжёлым отклонением при дизартрии считается невозможность жевать, откусывать куски и затруднение глотания. В некоторых случаях умение есть твёрдую пищу совсем не формируется. Больным трудно скоординировать работу рта и языка. У них возрастает чувствительность глоточного рефлекса.

Дифференцировать дизартрию от других патологий можно по характерным признакам. В их число входит:

  • стойкость патологических проявлений и большие трудности, связанные с их коррекцией;
  • нарушения распространяются и на гласные звуки, которые укорачиваются или становятся похожими один на другой;
  • автоматизация произношения протекает длительно, при преждевременном завершении работы с логопедом вероятны откаты к первоначальному уровню;
  • палатализация — согласные звуки произносятся мягко;
  • шипящие и свистящие произносятся сквозь зубы или через уголки рта;
  • речь заметно ухудшается при больших объёмах произносимых слов;
  • звонкие согласные звуки произносятся глухо;
  • часто возникают гиперкинезы — артикуляция слишком вычурная, движения неритмичны.

В зависимости от проявлений патологии определяют её вид (астеническая, гиперкинетическая или смешанная). Это делает логопед на очном сеансе. Он учитывает не только данные собственного обследования, но и результаты заключения невролога.

Патологии темпа речи

В норме человек говорит в темпе 9-14 звуков за секунду. Но при некоторых состояниях это количество возрастает или уменьшается. Это может привести к ошибкам в словах или потере ясности речи.

К патологиям темпа относят тахилалию. При этом изменяется не только скорость речи, но и её качество. Пациенты запинаются, теряют нить разговора, повторяют слова или убирают из них некоторые звуки. Симптомы чаще появляются и усиливаются в стрессовых ситуациях, тогда как в спокойной обстановке общение может быть нормальным.

Коррекцию поведения начинают с точки зрения неврологии. Пациентов учат медленнее двигаться, правильно координировать работу органов артикуляции и конечностей, отрабатывают ритмичность разговора. Причины такого состояния связывают с наследственным влиянием и патологией центрального механизма речи. В некоторых случаях тахилалию связывают с нарушением в экстрапирамидной системе.

Эта патология выражается не только в устной речи. Из-за ускоренной генерации фраз нарушается их написание. В результате возникают замены букв или перестановка слов в предложении.

В противовес этой патологии существует брадилалия. При этом страдает не только темп речи, но и изменяется оттенок голоса, пропадают интонации. Она часто сопровождается замедлением движений, слабостью и вялостью. Патология может появляться на фоне острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК), онкологических патологий, травм черепа и осложнений менингоэнцефалита.

В некоторых случаях брадилалия может считаться нормой. Она характерна для спокойных и флегматичных людей, а также жителей некоторых стран. Иногда состояние сопровождается гнусавостью, а голос звучит монотонно.

При этом нарушается не только темп речи. Происходит снижение скорости письма и реакции на раздражители

Движения таких больных плавные и неторопливые, а внимание переключается с трудом

Самое распространённое нарушение в логопедии — заикание. Этим понятием обозначают патологию ритма, при которой возникают судороги мышц артикуляционного аппарата. В результате образуются запинки или повторения слогов. Существует несколько признаков такого состояния:

  • остановки в словах или внутри фразы;
  • повтор слогов в начале разговора;
  • добавление лишних гласных звуков перед некоторыми словами;
  • трудности с началом разговора.

При возникновении отклонения от нормы по одному из пунктов, стоит посетить логопеда. Он подскажет комплекс упражнений и мероприятий по профилактике дальнейшего прогрессирования заболевания

Чаще всего патология обнаруживается в дошкольном возрасте, особое внимание стоит уделить детям с признаками заикания

Профилактика

Для успешного предотвращения прогрессирования состояния существует несколько правил поведения с пациентами. При обнаружении логоневроза стоит:

  • оградить больного от стрессов и травм;
  • следить за собственной речью — сделать её плавной, чёткой и понятной;
  • создать благоприятную атмосферу дома;
  • ограничить общение с людьми со схожими проблемами, чтобы не допустить копирования;
  • убрать из обихода всё пугающее: фильмы, сказки и персонажей с отрицательным посылом и страшным внешним видом;
  • сократить количество новой информации до необходимого минимума;
  • отказаться от занятий, несоответствующих возрасту пациента;
  • прекратить физическое и моральное давление на больного, если таковое имеется.

Эти меры профилактики помогут быстрее справиться с патологией и вернуть пациента к нормальной жизни. Если занятия с логопедом доставляют дискомфорт, их можно заменить на упражнения в домашних условиях. Психологическое спокойствие — главное условия выздоровления при заикании.

Осознанная речь помогает людям находиться в обществе и взаимодействовать друг с другом. При её нарушении больные испытывают некоторые неудобства, из-за чего могут чувствовать себя некомфортно

Важно начать лечение сразу после обнаружения первых симптомов и постановки диагноза. В этом случае коррекция принесёт наиболее успешные результаты

Примерный план работы

В основе нарушения лежат проблемы со всеми частями речи

Поэтому на первом этапе важно не только отрабатывать звукопроизношение, но и вызывать любую ответную речь. Даже в виде элементарных звукоподражаний

Обязательно развивают восприятие ребенка. Для этого его знакомят с разными материалами. Например, дают перебирать крупу, бусы, песок.  Можно показывать фрукты и овощи, предлагая их понюхать, потрогать, попробовать.

Чем больше впечатлений будет в жизни малыша, тем лучше. Главное, не перестараться. Чрезмерные эмоции провоцируют заикание.

На первом этапе задача логопеда вызвать желание контактировать и взаимодействовать. Для этого используют пальчиковый театр, игрушки и простые звукоподражания, по типу «Кто что говорит?».

В тяжелых случаях дети не пользуются указательным жестом. В таком случае насильно берут руку, складывают пальцы и указательным показывают на игрушку или картинку.

Хорошо зарекомендовала себя методика Новиковой-Иванцовой. Она основана на пении гласных звуков. При моторной алалии детям порой сложно сделать определенный уклад органов артикуляции. В таком случае его делают насильственно. Взрослый своими пальцами складывает губы и двигает челюстью ребенка.

Не стоит бояться плача или других отрицательных эмоций. Это нормальная реакция из-за незрелости коры мозга.

После того как удается получить первые слова, необходимо пытаться строить фразы. Например, показывая картинку и говоря: «Мама, иди». Обязательно добиваются не только воспроизведения фразы, но и понимания сказанного.

Ребенок должен уметь соотносить образ и фразу. Только тогда его речь будет развиваться. Обязательно ведется работа по отработке звукопроизношения. Для начала работают над звуками раннего онтогенеза: гласные, заднеязычные («К», «Г», «Х» и мягкие пары), губные («В», «Ф» и другие).

Обязательно проводится артикуляционная гимнастика перед зеркалом. С первых занятий логопед приучает ребенка контролировать себя. Только после этого получится добиться результатов.

Коррекционная работа по устранению расстройства экспрессивной речи длится 2-3 года. В тяжелых случаях требуется до пяти лет. Нужна помощь и родителей, так как только они способны проводить занятия каждый день и выполнять с ребенком домашние задания.

Иногда в школьном возрасте могут наблюдаться сложности с письмом и чтением, которые выражаются в специфичных ошибках. В таком случае поможет логопед.

Причины появления

Предпосылками для развития дизартрии являются логопедические, неврологические и психиатрические нарушения. По структуре они подразделяются на перинатальные, органические, нейрогенные причины. Часто патология наблюдается у детей с диагнозом ДЦП. То есть один из ее провоцирующих факторов заключается в органическом повреждении ЦНС. Возникает еще в период развития эмбриона, при родах и у детей в возрасте до 3-х лет.

Во время беременности негативное влияние на нервную систему могут оказывать проявления токсикоза, кислородное голодание плода, хронические патологии будущей матери. В родах вызвать повреждение речевых центров может травма, гипербилирубинемия новорожденных. Высок риск отклонения у недоношенных детей.

К нейрогенным причинам относятся энцефалит и воспаление оболочек головного мозга. Среди других факторов развития дизартрии выделяют «водянку» головного мозга, гнойное воспаление уха, интоксикацию, ЧМТ. Чаще диагноз ставят в детском возрасте, но иногда и взрослым. В таком случае отмечают взаимосвязь с травмами, инсультом, повреждениями различной тяжести. Относительным образом могут влиять операции на головном мозге.

Трудности с речью органического характера отмечаются у взрослых больных с рассеянным склерозом, экстрапирамидным синдромом, при церебросклерозе и умственной отсталости. При этом на первом месте находится неврологическая симптоматика. Риск развития патологии присутствует при любом поражении нервной системы или сбоях в работе головного мозга.

Причины апраксии

Считается, что рассматриваемый недуг, чаще всего порождают различные повреждения мозга, среди которых можно выделить: опухолевые процессы, очаговые поражения и иные разновидности патологий. Также апраксия возникает в результате дегенеративных явлений, очаги, которых локализованы в теменных сегментах или зонах, непосредственно связанных с ними. Именно эти сегменты мозга сохраняют стратегии действий, применяемых в течение жизнедеятельности. Таким образом, основополагающим фактором, провоцирующим развитие описываемого отклонения, является повреждение мозговых структур, в частности с преимущественными повреждениями теменных участков. Реже нейропсихологический недуг является следствием разрушения мозолистого тела, поражения лобных участков и премоторного сегмента коры. Собственно в этих структурах производится кодирование движений, необходимых для совершения сложных манипуляций. Повреждение мозговых структур может происходить вследствие нарушения кровоснабжения мозга, инфекционных, опухолевых и дегенеративных процессов, различных травм.

Апраксия может возникнуть также вследствие таких патологических явлений, как воспалительные процессы, проистекающие в мозговых структурах (энцефалит), расстройство мозгового кровоснабжения, переходящее в деменцию, мозговые травмы, заболевание Паркинсона или болезнь Альцгеймера. Описываемое отклонение может нести ограниченный характер, проще говоря, нарушения действий проявляются на лицевой мускулатуре (оральная апраксия), одной половине туловища, одной конечности. При разрушении мозолистого тела развивается левосторонняя апраксия.

Среди факторов, провоцирующих формирование апраксии, острый разлад мозгового кровоснабжения с поражением мозговой ткани (ишемический инсульт) занимает первую позицию. Данное нарушение вызывает дисфункцию мозговых структур из-за недостаточности объема крови, снабжающей его ткани, что приводит, в основном, к возникновению такой разновидности описываемого отклонения, как кинестетическая апраксия. У лиц, имеющих обширные церебральные поражения, особенно лобных сегментов, чаще встречается апраксия ходьбы, напоминающая паркинсоническую походку.

Симптомы апраксии

Прошлое столетие ознаменовано открытием моторных областей мозговой коры. Это привнесло в неврологию совершенно новое понятие – апраксия. Хотя считается первое упоминание о ней датировано 1871 годом. Сегодня большинству человеческих субъектов неизвестно понятие апраксия, что это такое. Среднестатистический индивид не ведает, что собой представляет описываемая хворь и как именно она проявляется. Описываемое отклонение нельзя относить к самостоятельному недугу. Оно скорее является вторичным проявлением иных патологий.

Основными признаками рассматриваемого нарушения считается неспособность регулировать двигательные акты лицевой мускулатуры, выполнять точные движения, невозможность скопировать, иногда нарисовать элементарные фигуры, использовать инструменты надлежащим образом, неспособность надеть элементы гардероба.

Апраксия ходьбы часто определяется следующими специфическими признаками: чрезмерной сутулостью, шаркающей походкой, внезапной остановкой, невозможностью перешагнуть препятствие. При этом индивиды нередко не осознают собственное нездоровое состояние. Иногда признаки рассматриваемого отклонения могут не беспокоить субъектов, обнаруживаясь лишь при проведении специфических неврологических исследований.

Итак, симптомы апраксии проявляются в следующем:

— сложностями в воспроизведении последовательных манипуляций по команде, больные зачастую не помнят последовательность некоторых действий;

— трудностями при совершении двигательных операций, требующих пространственного ориентирования, у больных изменяется соотношение пространства с собственными действиями (пространственная апраксия);

— ходьбой маленькими шажками, скованной поступью;

— затруднением процесса одевания;

— двигательными персеверациями, выражающимися в устойчивом воспроизведении отдельных элементов двигательной операции и заклиниванием на нем (кинестетическая апраксия);

— затруднением при открытии глаз.

Афазия

Афазии относят к патологиям, при которых общение нарушено из-за поражения речевых центров. Это нарушение речи характеризуется следующими признаками:

  • трудности с пониманием услышанного текста;
  • проблемы с произношением звуков, слов и построением предложений;
  • нарушение письменной речи из-за неправильного формирования слов.

Последний симптом часто отмечается у детей. Это связано с отсутствием автоматизированного письма. Ребёнок прокручивает в голове нужное слово, где оно уже формируется неправильно. В результате на бумагу оно передаётся уже в искажённой форме.

Отсутствие письма у взрослых пациентов сочетается с поражением правой стороны тела, включая руку. Часто такая картина возникает на фоне инсульта. Но этот навык может сохраняться у левшей. Общению на бумаге может препятствовать и нарушенное восприятие текста — больные не понимают написанного.

Классификацию афазий проводят в соответствии с ведущим признаком, который считается первичным у данного больного. При моторном типе пациенты первично перестают правильно произносить слова и звуки. Они могут быть полностью немы, выдавать искажённые слоги или заменять их по причине артикуляционной слабости и отсутствия координации движений. В речи возникают длительные паузы, во время которых человек пытается найти правильное положение языка и губ, чтобы сформировать нужный звук.

При локализации патологии в нижнетеменной зоне коры головного мозга возникает афферентная моторная афазия. В результате пациенты заменяют звуки или путают их порядок в словах. Это связано с нарушенной передачей импульса от нейронов на артикуляционный аппарат.

Эфферентная моторная афазия характеризуется тем, что пациент не может сформировать из звуков серию. При этом отдельно он их произносит без труда. Патологический очаг при этом заболевании находится в премоторной части коры мозга.

При амнестической афазии главным признаком считается забывание отдельных слов. При этом пациент может охарактеризовать предмет и помнит основной признак или функцию. В памяти больных дольше сохраняются хорошо знакомые простые слова, употребление которых происходит ежедневно. Такие люди часто не могут подобрать обобщение для группы предметов и воспринимают метафоры буквально.

Поражение средней височной зоны коры левого полушария головного мозга вызывает акустико-мнестическую афазию. При этом заболевании ухудшается память на только что озвученную речь. Человек не может вспомнить, что ему сказали, но не забывает информацию, полученную ранее.

Динамическая афазия подразумевает нарушение у пациента формирования речи. Больной долго составляет предложения, из-за чего снижается темп разговора. При этом он может нормально произносить звуки и слоги. Такие пациенты не используют в общении сложные предложения и фразы, так как им трудно их построить. Это состояние обусловлено патологией префронтальной части коры левой половины головного мозга, где локализованы нейроны, отвечающие за грамматику.

При семантической афазии пациенты плохо понимают логику составления предложений и изменения слов в соответствии с падежом без контекста. При этом они могут знать значение термина, но не уметь его правильно истолковать из-за особенностей формирования окончания. Такое состояние обусловлено патологией корковой зоны, локализованной на стыке височной, теменной и затылочной области.

Лечение афазии тесно сопряжено с коррекцией неврологических нарушений. После снятия острой симптоматики можно приступать к логопедическим занятиям. Их проводит как специалист, так и родственники больного. Причём второе предпочтительнее из-за психологического комфорта пациента.

Особенности работы при сенсорной афазии

Главная проблема при данной форме − полное или частичное непонимание речи, и на ее коррекции будет строиться вся работа. Вначале человека учат понимать простые бытовые слова. Для этого проводят работу по растормаживанию речи на основе старых речевых стереотипов. Во время занятий не нужно говорить на повышенных тонах. Речевой материал подбирают не в зависимости от его легкости, а насколько по смысловой и эмоциональной нагрузке он близок пациенту. Чтобы на этом этапе не закрепить аграмматизмы, во время первых занятий упор делают на лексическую составляющую, а звукопроизношение корректируют позже.

Человека обучают понимать речь, беря за основу «контрастные» слова. Например, ему показывают две картинки, на которых изображен слон и дом, и называют. Затем пациента просят показать, на какой картинке, что изображено. Главное условие − эти слова должны быть простыми и понятными всем, обобщающими.

Человеку с сенсорной афазией важно давать возможность прослушивать слова, поэтому в коррекционной работе используют магнитофон. Он должен не только слышать слово, но и видеть соответствующую картинку и как оно пишется

Ведь задача − восстановить умение соотносить слово с предметом.

Работу с диалогической формой речи нужно строить на основе правильно заданных вопросов. Например, у пациента спрашивают «Ты сидишь?», он отвечает. Таким образом человек с помощью наглядных действий учится понимать речь. Можно задавать вопросы, в которых ответ содержится полностью или частично, особенно на начальных этапах лечения. На действиях отрабатывают глагольную лексику.

Для этого называют слова с одним и тем же звуком, который находится в одной позиции (например, в начале слова). Показывают, как эти слова пишутся, где находится буква, обозначающая нужный звук. Затем пациенту предлагают вставить пропущенную букву в слово.

Обязательно во время выполнения упражнений показывайте человеку картинку − используйте в работе сохранные анализаторы. Просите показать, где животное спит, ест, бегает. Точно так же отрабатывайте и прилагательные: просите показать, где находится синяя шапка, красное платье и т. д. Постепенно увеличивайте количество картинок. На данном материале вы можете отрабатывать различение звонких−глухих фонем, твердых−мягких звуков. Потом речевой материал усложняют и переходят к фразам, предложениям.

На всех этапах работы используйте чтение, письмо, счет. Проговаривайте отрывки из известных детских стихотворений, фразы из популярных фильмов. Все это позволит человеку научиться понимать речь окружающих.

Афазия, особенно сенсорная, остается недостаточно изученной в современной логопедии. Специалисты продолжают проводить исследования, чтобы определить какие медикаменты могут эффективнее способствовать восстановлению речи, какие методы работы будут еще более продуктивными. Современные специалисты в своей работе опираются на принципы и методы, сформулированные Л. С. Цветковой, и на работы А. Р. Лурии.

Идеаторная апраксия. Признаки

Появление данного вида апраксии основано на расстройстве самого замысла или плана сложных действий. Возможно сами частичные действия, из которых состоит цепочка целенаправленных движений, являются правильными, однако их последовательность нарушена и действие в результате «сбивается с курса».

Чтобы объяснить идеаторную апраксию используют пример прикуривания сигареты. Так, пациента просят повторить такое простое действие, а он чиркает по коробку не спичкой, а сигаретой, а саму спичку берет в рот. То есть больной направляется к ложной цели.

Такой диагноз ставят, используя ещё один диагностический метод. Врач дает человеку конфету, а он в свою очередь развертывает её и кладет в рот фантик, а содержимое выкидывает в мусор. Соответственно, те, кто страдает от идеаторной апраксии, не могут произвести действие, хотя механически его повторяют.

У пациентов наблюдается при этом двустороннее поражение в области теменной доли. В большинстве случаев заболевание развивается при патологии лобных долей мозга.

Если человек не может выполнить символические жесты, как например, погрозить пальцем, но повторяют действия исследующего врача, значит он болен идеаторной апраксией. Частыми причинами, провоцирующими этот вид апраксии, можно назвать следующие:

  • сосудистая патология при локальных корковых атрофиях;
  • опухоли лобных долей;
  • лобно-височная атрофия и другие;

Апраксия при поражении лобных долей может иметь некоторые особенности, которые в первую очередь следует связывать с локализацией патологического процесса.

Классификация

Опираясь на особенности проявления, клиницисты выделяют такие виды апраксий:

  1. Амнестическая. Развивается нарушение способности осуществлять последовательные действия по просьбе врача. Пациент попросту забывает, что должен выполнить за предыдущим движением.
  2. Идеаторная апраксия. Человек может выполнять любые движения в отдельности, но испытывает проблемы, когда необходимо выполнить их в определенной последовательности.
  3. Конструктивная апраксия. Отмечается нарушение способности составить целый предмет из составных частей.

В зависимости от локализации поражения головного мозга неврологами принято выделять такие формы апраксии:

  1. Моторная апраксия. Человек не может произвести последовательный ряд действий, несмотря на желание.
  2. Идеомоторная апраксия. Выражается нарушением приобретенных навыков. Больной не способен воспроизводить сложные движения.
  3. Лобная апраксия. Характеризуется отсутствием способности пациента к программированию и координированию последовательных движений.
  4. Кортикальная. Выражается на основании стойкого патологического изменения моторной коры головного мозга на поврежденной стороне. Наиболее часто диагностируют левостороннюю форму.
  5. Билатеральная. Формируется на фоне поражения мозолистого тела. Такой вид болезни носит только двусторонний характер, приводит к нарушению процесса взаимодействия двух полушарий мозга.

Моторная апраксия имеет собственную классификацию:

  • идеокинетическая — пострадавший выполняет случайные действия, но не может осуществить целенаправленные движения;
  • мелокинетическая — происходит искажение той или иной манипуляции.

По типу снижения памяти, умственной деятельности и других когнитивных расстройств выделяют такие варианты:

  1. Пространственная апраксия. Человек ощущает состояние, отличное от реальности. Пациент не понимает разницы между выполнением действий при открытых и закрытых глазах. Самая распространенная форма.
  2. Оральная апраксия. Отмечается утрата способности к реализации речевой функции. Второе название болезни — апраксия речи.
  3. Эфферентная апраксия. Когда пациент может выполнить знакомые движения, но не в состоянии повторить то, что делают другие люди.
  4. Артикуляционная апраксия. Считается наиболее сложной формой болезни, поскольку человек не может членораздельно разговаривать. Не наблюдается парезов или параличей артикуляционных органов.
  5. Кинетическая апраксия.
  6. Кинестетическая апраксия. Обуславливается поиском нужных движений, что отмечается при нарушении их произвольного действия.
  7. Акинестическая. Отмечается отсутствие достаточных побуждений к выполнению какой-либо манипуляции.
  8. Регуляторная апраксия.

Специфичные типы подразумевают существование следующих видов апраксии:

  • апраксия ходьбы — развиваются сложности с передвижением при сохранности мышечной силы в нижних конечностях;
  • апраксия одевания;
  • апраксия руки (синдром чужой руки) — проблема может быть как односторонней, так и двусторонней, заключается в том, что верхние конечности не подчиняются желаниям человека;
  • апраксия век — пациент испытывает трудности с открыванием глаз;
  • апраксия взора — отличается невозможностью двигать глазами или фиксировать взгляд даже на короткий промежуток времени.

Последние две формы объединены в один вид — окуломоторная апраксия.

Диагностика патологии

Так как симптомы заболевания очень специфичные, диагноз ставится уже при первом посещении врача. Детальное обследование необходимо только для того, чтобы установить вид заболевания. Для этого проводятся следующие мероприятия:

  • Изучение истории болезни пациента. Это необходимо, чтобы выявить причину возникновения заболевания.
  • Проведения сбора и анализа анамнеза жизни.
  • Неврологический осмотр пациента.
  • Оценка выполнения пациентом простейших двигательных действий.

Полученная информация дает возможность врачу оценить, когда начало проявляться заболевание, степень выраженности симптомов.

Пациенту назначается:

  • УЗИ;
  • КТ;
  • МРТ.

Специальной методики, направленной на лечение данной болезни, не существует. Пациентам прописывают:

  • препараты для восстановления мозгового кровообращения;
  • ноотропные медикаменты;
  • таблетки для нормализации тонуса крови.

В состав комплексной терапии обязательно входят:

  • Физиопроцедуры.
  • Лечебный массаж.
  • Курсы лечебной физкультуры.
  • Трудотерапия.
  • Консультации с психологом.

Методы лечения подбираются индивидуально в зависимости от того речевой, пространственный или артикуляционный вид нарушений у больного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector